I
уран: байтерек, бахтияр, айрылмас
тамга:
Канлы
подроды: кызыл-канлы,сары-канлы, кара-канлы, бадрак-канлы, каспан-канлы, бака-канлы, омыртка-канлы, шокпар-канлы, туркы-канлы, танта-канлы, тартыулы-канлы, ерезен-канлы
шылбыр
косеу
Канлы — одно из древнейших племен Старшего жуза.Территория государства Канлы занимала обширные пространства: южный Казахстан, включая Ташкентский оазис и бассейны рек Сырдарьи, Жанадарьи, Куандарьи, часть юго-западного Семиречья, и на север от среднего течения Сырдарьи до рек Сарысу, Чу,Талас, до гор Улытау и Каратау. О времени возникновения государства Кангюи, о его границах и другие сведенья имеются в китайских источниках. О государстве Канлы написал в своем труде историк Сыма Цянь. Название племени в письменных источниках звучит по-разному: Канлы, кангар, кангюи, кангхи, канглы, кангар-оглы, кангарлы, кангу,кенгересы,кангют и существует уже с 6 века до н.э. В 3 в. до н.э. на мировой арене появляется государство Кангюев(Канлы). Источники пишут, что государство Кангюев возглавлял великий хан и власть его передавалась по наследству от отца к сыну. Среди известных ханов встречается имена: Найби, Дашби. 2 в. до н.э. возвышение Кангюев.Численность Канлы привышала 600 тысяч человек, или 120 тыс. кибиток. Во главе этого государства стоял род  Уын, происходивший из восточно-сакского народа юэчжей. Источники сообщают также, что у Кангюев было две резиденции правителей. Столица государства - город Битянь, которая находилась в близи Тараза(в других мсточниках в среднем течении Сырдарьи). У Канлы был свод письменных законов, по этим законам ворам отрубали руки, у убийцы убивали всех потомков вплоть до 7-го колена. Удобное географическое положение Канлы позволило им контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового Пути, и о развитие здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет 3-4 века до н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежат Кангюям. Большая часть монет Кангюев были отчеканены в городе Тараз. Центром городской культуры Канлы, судя по расположению и размерам, было урочище Кок-Мардан. Ученые считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху Кангюев. В период наибольшего могущества в государство Канлы входили 5 владений: Сусе, Фуху, Ионе, Чи, Юагань. В 1 в. до н.э. Канлы подчинили аланские племена северо-западного Приаралья, которые во 2 в. до н.э. сошли в состав гуннского государства и окончательно ассимилировались с гунно-кангюскими племенами Западного Казахстана. Часть аланских(некоторая часть Канлы) племен разгромив скифов ушла в Северное Причерноморье и далее в Европу, дойдя до Испании. 46-36 г. до н.э. Кангюйский правитель поддержал северогуннского шаньюя Чжи-Чжи в борьбе против Уйсуней. Позже возник конфликт между Чжи-Чжи и правителем Канлы. Кангюи вначале были союзниками Китая, но в 85 году помогает восставшему против китайцев правителю Кашгарии. Особенного расцвета страна достигла после захвата Ташкента, Хорезма, Ферганы, Согда. 3-5 века Кангюй утрачивает свою гегемонию в Среднеазиатском междуречье, Приаралье и распадается на ряд независимых владений. В 7 веке в области между Аралом и средней Сыдарьей  вновь начинается объединение Кангарских (кангюйских) племен. Кенгересы, кангары, хангакиши - это разные названия одного племени Кангар(Канлы), сохраняющего кангюйскую этнонимическую традицию. Столицей этих Кангар был - Отрар. С 8 века началась борьба Кангарских племен с Огузами, которые пришли из Семиречья. Часть Кангар начинает продвижение на Запад, перейдя Урал они начинают объединение родов, подчинявшихся Хазарскому каганату. Русские летописцы называли этих Кангар печенегами. Хазарские Кангары обитали в районе Дона и Кубани, в степях Северного Кавказа, Тюрские кангары- возле Волги и в Западном Казахстане. Этими объединениями руководили ханы: Коркут, Кайлы, Байща. Со временем в связи с постоянными набегами Кыпчакского ханства государство Кангаров распалось. Часть из них вместе с ханом Кегеном, опасаясь Кыпчаков,  вынуждена была покинуть родные места и переселится на территорию Византии. Канлы были основным племенем, составившим основу формирования Казахского народа. В Старшем Жузе Канлы и Уйсуней были родственными племенами, но они враждовали между собой. От сына Тобея - Бахтияра - берет начало Великий род Канлы. От сына Канлы - Канкожека родился Келдыбек, а от его первой рыжей жены - Сары Канлы, а от второй жены берет начало Кара Канлы. На берегах Сырдарьи от Сары Канлы и Кара Канлы родились шесть сыновей среди них есть основатель подрода Канлы - Кызыл Канлы, которые были главнейшим подродом среди Канлы. Канлы с берегов Сырдарьи считают себя более древними потомками Канлы, чем Канлы из Жетысу. Ремесленники из Канлы были искусными мастерами, их посуда отличалась особым изяществом. По данным китайских источников, Канлы отличались музыкальностью, любовью к танцам. У них были двухструнные и пятиструнные музыкальные инструменты, барабаны, тростниковые дудочки и др. Благодаря рукописям «Из истории княжества Суй» мы узнаем, что царь Жу на свадьбу приглашал музыкантов и танцоров из Канлы. Великий поэт Бай Жуй в своей песне написал: “Девушка танцовщица изогнулась, посмотрела вправо, влево.. Прибьла танцовщица из Канлы… ”. В 6 веке у канлы были четырехколесные арбы. В 10 веке из среды канлы выдвинулся некто Сельджук, основатель знаменитой Сельджукской династии, повелевавшей во второй половине 12-го и первой половине 13 веков от верховьев Сыр-Дарьи до Малой Азии. В начале II века отделение этого племени, называемое Каи-канлы переселилось в Армению; из этого отделения в 13 веке образовывается ядро будущей Оттоманской Империи. В 12 веке канлы упоминается на берегах р. Чу, когда тюркский хан обратился к каракитайцам за помощью против канлы и карлык. Главную массу тюрок, наводнивщих в 10 веке Мавереннахр, составляли канлы: мать Хорезмшаха Туркен-Хатун происходила из канлы. Его племянник Гаир-хан, начальник крепости Отрар, был по мнеию некоторых виновником нашествия Чингисхана. Главные силы Хорезмшаха против Чингисхана состояли из канлы.  Плано-де Карпини и Рубрук проезжавшие по владениям канлы в середине 13 века, помещают их кочевья в низовьях Сыр-Дарьи и Каракумов, а из описания походов Тимура узнаем, что они в конце 14 века жили между Сыр-Дарьей и Таласом, составляя часть улуса Джочы.В начале XIII в. канглы играют важную политическую роль при дворе хорезмшахов.  В начале 17 века канлами и катаганами, проживавщими в Ташкентском уезде управлял удельный киргизский хан Турсун.В 1629 году Есымхан Храбрый убил Турсуна и разорил подвластных ему канлы и катаганов; большая часть последних бежала за Сыр-Дарью на запад, а оставшиеся под именем чанышклы присоединились к канлы.Канлы (канглы) - означает "арба", т. е. те, кто пользуется арбой.Известный восточный хронист Рашид-ад-Дин сообщая нам о канглы, приводит интересную легенду о происхождении этого названия от слова телега (канг), производством которых славились мастера этого племени. Об этом позже пишет и Абулгази в своей «Родословной Туркмен». Но в тоже время существует еще одна версия происхождения названия "канлы", на тюркском "кан" - это кровь, соответственно "канлы" - это кровавый. Люди из рода Канлы всегда отличались во многих битвах, и они были беспощадны к врагам, отсюда и название. Прежнее название "енли" - выходцы из ветви уйгур, они были сильным и знатным родом. Османские турки в Стамбуле тоже потомки канлы. Род Канлы до сих пор встречается также среди других тюркских народов.Племя канглы вошло и в состав целого ряда других племен и народов (ногайцев, узбеков, киргизов, каракалпаков, башкир,татар), сохранив свое этническое наименование. Начиная с первой четверти XVIII племя канглы начинает фигурировать в русских письменных источниках. М. Тевкелев в своих списках казахских важнейших родов называет их канглы-уйсун, где уйсун — собирательное обозначение племен всего Старшего жуза. Согласно документов колониальной администрации канглы (сары-канлы, кара-канлы, кызыл-канлы, бадрак-канлы, капсан-канлы) на рубеже XIX-XX в. проживали двумя компактными группами: в долине р. Или, на Алтын-Эмельской возвышенности, в верховьях р. Сыр-Дарьи и в Ташкентской области. По данным сельскохозяйственной переписи 1897 г. канглы и шанышклы насчитывалось 78 тыс. человек, из них около 20 тыс. чел. приходилось на илийские и сыр-дарьинские группы.Таким образом род Канлы был Величайшим родом, который стал основой формирования казахов. Потомки Канлы могут гордится тем, что они родились в столь знатном и известном роде.
 
                
      Здесь я собрал материалы, которые находил на различных сайтах и форумах(информация может быть не точной!) .
 
"Так же самым первым избранным ханом в самом начале образования казахской народности был Алихан из рода канлы. У казахов есть пословица "Канлы келмей хан танламайды", т.е. "Без присутствия канлы хан не избирается". Это случилось после того когда разрозненные племена еще небыли казахской народностью, но единные по языку и религии (Хан таныры или по русский Хан тенгри) по мере необходимости объединялись для противостояния в войне против внешних врагов, и решающей силой в победе были войска Канлы.Это было отвоеванное право. Но именно эта часть истории нигде не освещается, либо мало материала либо умышленно кем то опускается. Это потом появились Жанибек и т.д. (русские источники). Государство простиралось с территории нынешнего Узбекистана до семиречья (до р.Чу). Самарканд, Бухара, Хорезам, Ташкент, Сайрам, Отрар, Тараз, Кулан и другие города на всем этом пространстве были основаны племенем Канлы. Есть версия что защитник Отрара Кайрхан был родом из Канглы, потому что он приходился племянником супруги Шейбанихана, она была родом из Канлы".
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
"Сельджуки были сильнейшим племенем канглов" (это примерно в то время когда Канглы распадались и уходили целыми племенами на запад). Наверное по этому канглы есть и среди османских турков в Стамбуле. Да и среди крымских татар"
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
"сары канглы (алсеит, шокпарлы (султаным), омыртка, ешкілі (сыбаным), миям, куйыскансыз, телкожа, ерезен, каспан, енке, таната, онбай, тогызбай, караманас, бадрак, акпарак."
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
"так же основателем могущественной Османской империи, являются Канлы, в Турции в музее Ататюрк (это отец основатель современной Турции) говорят есть запись по этому поводу, признание самих турков. В начале прошлого века в турции казахов знали исключительно как Канлы. Потом когда после революции туда попали представители других племен стали знать как казахов."
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
"мы находим биографию А-ша-бу-хуа, который был принцем правящей семьи къанг-ли. Утверждается, что когда Чингиз хан разорил страну къанг-ли, их правитель умер, и оставил вдову, принадлежавшую к племени шен-мие гу-ма-ли. Вследствие порушенного состояния ее дел она долгое время не могла покинуть свою страну. Впоследствие, однако, через какое-то чудесное содействие, получилось так, что у нее неожиданно появились богато нагруженные верблюды. Вследстве этого она поехала со своими двумя сыновьями Къю-лю и Я-я в резиденцию императора, и после двух лет вернулась домой, оставив своих сыновей с О-го-тай (-ем). Тринадцать лет спустя она опять поехала к "монгольскому" двору в Хо-лин (Каракорум) повидать своих сыновей, которые были с императором Менг-ко (сноска 737 - Ее приключения послужили материалом для китайской драмы). А-ша-бу-хуа, в чьей биографии эти подробности были найдены, был внуком этой леди и сыном Я-я. А-ша-бу-хуа, который был генералом армии Кубилая, умер в 1301 г. Его сын Тъо-тъо был выдающимся офицером телохранителей Кубилая. Он был удостоен титула Юн чунг ванг. Его сын Те-му-р-та-ши был министром при последнем "монгольском" императоре Шун ти. Его биография находится в гл.cxl. Я-я также оставил сына по имени Уа-то-ман (Осман).
Гл.123 Ай-мо принадлежал к племени ба-ду къанг-ли. Он сопровождал Су-бу-тай нойона, когда когда тот вел войну против кин-ча (кипчаков). Его сын Йе-су-таи-р отличился при завоевании китайской провинции Фу-киен и в экспедиции в Джи-пен (Японию). Он умер в 1288 г.
Гл.133 Йе-су-де-р, сын Ай-бо Бо-я-ву (ссылка 738 Под Бо-я-ву вероятно надо понимать Баяутов. Это было, согласно мусульманским авторам (ссылка на д"Оссона, 197) названием одной из ветвей канклы к которому принадлежала Турхан хатун - мать Мухаммед Шаха Хорезма. В Хорезме находилось большое количество канглов, когда "монголы" впервые вторглись в эту страну.).
Гл.134 Тъу-ху-лу, на службе у Кубилай был его девятый сын - А-ли-та-ши, который был внуком принца канг-ли - И-на.
В этой же главе находится биография Уа-ло-сзе (сноска 739 - Имя этого человека изображено такими же китайскими иероглифами какими в Юань ши в общем представляется назвние России.), который был секретарем преемника Кубилая. Его отец Минг-ли Те-му-р возглавлял эту же канцелярию при Кубилае, а его дед Хай-ду служил в армии хана Мангу. Его прадед Ха-ши Бо-яо (см. сноску 738 - о баяутах) сдался в давние времена "монголам" и был назначен управляющим стадами, принадлежавшими матери Кубилая. Сын Уа-ло-сзе - Къинг-тъунг, который служил при последнем "монгольском" императоре Шун ти, имеет отдельную биографию в гл.cxlii.
Гл.135 Тъа-ли-чъи служил у Кубилая, его отец Йе-ли-ли-бо сдался Чингизу. Там же : Минг-ан, также канглы на службе Кубилая.
Наконец, в гл.ccv под рубрикой "Офицеры негодяи" мы находим биографию канглы Ха-ма."
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
"Канглин в Юань ши это без сомнения то же, что и канкалы и канклы мусульманских историков. В начале 13 века они жили на широких степных землях в востоку от реки Яик (Урал) и к северу от озера Хоразм (Арал). Кипчаки (команы) были их западными соседями. Рашид в своих описаниях тюркских племен (Березин, 18) уделил лишь несколько строк для канглы. Он утверждает что они были первыми кто изобрел колесные повозки - канклы по- тюркски - откуда и происходит их название - но ничего не говорит об их местопребывании. Мы узнаем от Абулгази (1605-64 гг) что канклы во время всупления на престол Чингиз хана занимали страну на востоке до озера Иссык-куль и рек Чу и Талас (Тараз).
Два европейских путешественника пересекли в 13 веке степи где эта нация тогда проживала и они оставили следующие короткие записи о них:-
Плано Карпини после того как покинул страну команов (кипчаков) утверждает (749): "После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. ... ... и как Команы, так и Кангиты не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах."(в книге написано по латыни - прим.А.). После этого Карпини въехал в страну "бесерминов" (тюрок-мусульман Западного Туркестана).
Рубрук описывает этот же народ Кангле. Стр.265: "Quidam Comani qui dicebantur Cangle". C.274: "Cangle quedam parentela Comanorum" (сноска 735 Канклы и кипчаки или команы действительно принадлежали к одной расе - тюркам). Рубрук отъехал от Волги 16 сентября 1253 г. и затем был в пути в восточном направлении через страну Кангле до 1 ноября.
В китайских исторических работах "монгольского" периода канглы довольно часто упоминаются, но информация коотрую дают китайские авторы очень ограниченна. Их название в общем пишется как къанг-ли, иногда ханг-ли. Къанг-ли были известны Циннь уже в 12-м веке. Как я уже утверждал (с.223), хан этого народа желал стать вассалом императора Цинь. В Юань-ши имя къанг-ли появляется часто и особенно в биографиях. Поскольку они были воинственным народом "монгольские" ханы привыкли ставить их в свою армию, и многие храбрые генералы "Монгольской" империи принадлежали к канглы.
В биографии Бу-ху-му Юань-ши в гл.сххх, который был канглы, утверждается что этот народ берет свое происхождение от као-кю (као-че) (сноска 736 - Как мы видели, китайские историки сделали уйгуров также потомками као-че - см. сноску 596. Последнее название по-китайски означает "высокая повозка" high car). Сын Бу-ху-му Куй-къуй имеет отдельную биографию".
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
"В III в. до н. э. на юге Казахстана сформировалось объединение канглов.
Территория - от среднего течения Сырдарьи до предгорьи Каратау.
Столица - Битянь (близ Туркестана).
Первые сведения о канглах встречаются в китайских источниках, которые относится ко II в. до н. э. По сведению источников -«Численность населения канглов достигло -600 тыс. человек или 120 тыс. дворов».  Канглы были связаны политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. Канглы вели войны с соседними племенами: гуннами, усунями и подчинили себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии. Канглы контролировали отдельные участки Великого Шелкового пути. Канглы занимались скотоводством и поливным земледелием. В хозяйстве преобладали коневодство и овцеводство, также разводили коров, верблюдов.
- Земледельцы занимались выращиванием злаковых культур. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обоженных огнем овинах, а также в глиняных горшках. Строили множество водохранилищ и прудов.
- Большую роль играла охота. Охотились на косуль, архаров, сайгаков, водоплавающую птицу - уток и гусей.
- В долинах рек Сырдарьи, Чу, Таласа, Келеса было развито рыболовство.
- Определенную роль в хозяйстве имело собирательство плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташек. Заготавливали горный лук и чеснок.
- Канглы умели плавить железо, изготавливали из него оружие и орудия труда.
- Из глины делали разнообразную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. В хозяйстве использовали - горшки, кружки, сковородки, водоносные кувшины, хумы - бочкообразные сосуды из необожженной глины для хранения зерна.- Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно, что привело к развитию внешней торговли. В государстве встречались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана.
• Титул правителя - хан. Власть передавалось по наследству - от отца к сыну. В управлении государством хан опирался на 3-х помощников - визирей.
• В обществе канглов существовало имущественное неравенство. В руках знати сосредоточивалось огромное богатство и плодородные пасбища.
• Войны превратились в средство обогащения имущих. Пленных обращали в рабов, они в основном занимались приготовлением пищи, ухаживали за скотом, перерабатывали различное сырье.
По результатам археологических исследований и от региона расположения, памятники канглов делятся на 3 археологические культуры:
1. Кауынчинская культура - основной регион распространения - это районы прилегающие к Ташкенту. Крупным памятником является - поселение Актобе, расположенного рядом Шардарой на берегу Сырдарьи.
2. Отыраро-Каратауская культура -охватило район между средним течением Сырдарьи и реки Талас. Самый крупный район - Отрарский оазис. На левом берегу реки Арыс обнаружено около 20 памятников: Пушык-Мардан, Костобе, Шаштобе, Сейтмантобе, Ахайтобе и др. Самый крупный из них - поселение Кокмардан и могильник Мардан-куик. Могильник Мардан-куик в Отрарскомоазисе, состоит из 50 захоронений, расположенных вплотную друг другу. В женских курганах были найдены костяные заколки для волос, бусы из хрусталя, сердолика, янтаря, коралла, туалетные наборы в виде палочек графита, которые использовались для чернения бровей. В мужских захоронениях имелись железные ножи и кинжалы, железные наконечники стрел, костяные обкладки луков, железные пряжки от боевых поясов. В одном из погребений были найдены халцедоновые печатки в виде крупных овальных бусин, с плоским щитком. Интересные изображения в печатках - это скорпион в одном, бородатый мужчина с косой - жрец в другом, волка или дерева в третьем. Такие печатки привозились в Отрарский оазис из Ирана и свидетельствует о торговых связях по Великому Шелковому пути. Памятник датируется к II-V вв. н. э. 3. Жетыасарская культура - основной регион скопления памятников - район Куандарьи, где обнаружено около 150 поселений и 100 могильников. С середины 1 тыс. до н.э. до середины 1 тыс. н.э. Жетиасарская культура достигло высокого уровня развития в районе восточного побережья Аральского моря".
(kaz-ekzams.ru)
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
 
"Термины с основой "канг" располагаются на огромных пространствах Центральной Азии, однако наибольшая их концентрация может быть привязана к региону бассейна Средней Сыр-Дарьи. II век до н.э. - государство или владение Кангюй упоминается в заметках китайского путешественника Чжан Цаня. Народ этого государства является кочевым, однако имеется несколько городов. Власть правителей кангюя распространяется до северных берегов Каспия, где ему подчинялось государство Яньцай - предполагаемый союз сармато-аланских племен, кочевавших между приаральем и Волгой.
Китайские источники также отмечают:"Царство Канцзюй. Зимняя ставка правителя в земле Лэюэни, в г. Битянь, который отстоит от Чанъани на 12300 ли. Не подчиняется "духу". До [Лэ]юени семь дней конной езды, до летнего местопребывания правителя в Фаньнэй 9104 ли. [Население состоит из] 120 тысяч дворов, 600 тысяч ртов, а отборное войско из 120 тысяч человек. На восток до ставки духу 5500 ли. По обычаям одинаково с Большим Юэчжи. На востоке тесно связано с Сюнну". Обычаи и одежда кангюйцев в те времена, по описаниям китайских источников, не отличались от сармат и алан , т.е. не выделялись из круга родственных североиранских скотоводческих племен. А.М. Мандельштам предположил, что кангюйцы были прямыми потомками ранее обитавших здесь сакских племен. О силе их государства может говорить и тот факт, что чиновников империи Хань кангюйцы сажали ниже усуньских послов. В I веке н.э. восточная граница государства Кангюй проходила по территориям немного восточнее озера Иссык-куль. VIII век. Кангу Тарбан - столица страны народа кангарасов (кенгересов) встречается в древнетюркских рунических надписях. Как показало исследование С.Г. Кляшторного, город Кангу Тарбан упоминается персидскими и арабскими источниками под именами Тарбад-Тарбанд-Турарбанд-Отрар. Возможное вассальное положение кенгересов перед тюрками имело достаточно условные формы, иначе трудно объяснить двукратное бегство в их земли около 630 года западно-тюркского кагана. Некоторые группы кенгереского населения оказались и в пределах восточно-тюркского каганата. Об этом говорит тот факт, что представители кенгереской знати занимали в государстве тюрков-туцзюе достаточно высокие должности. Известно о посольстве, отправленном в 618 году восточнотюркским Шиби-каганом в Китай – во главе этой миссии упоминается некий тегин Кан-хэ-ли. Имя главы посольства, по мнению Ю.А. Зуева, закономерно читается как «кангарлыг», более того, в разделе «Тамги лошадей из вассальных княжеств» труда IX века «Танхуйяо» упоминается народ кан-хэ-ли, название которого также реконструируется как кангар".
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
"Проследим историю канглов в монгольскую эпоху не только в Моголистане, но и в Дешт-и Кипчаке. Джузджани пишет, что Бату покорил кипчаков, канглы, йемеков, русов и черкесов (Тизенгаузен, т.2, с.15). Значит, для персидского современника сер. 13 в. канглы и кипчаки не сливались (кстати, как и кимаки~йемеки). Хотя, видимо, в культуре и языке у них в то время уже почти не было отличий.
Отголоском древнего "благородного" ранга канглов (ср. их статус в печенежском союзе, который вы упоминаете в статье) может служить карьера их главного бека Тулубая (Тоглу-бека или в русских летописях Тавлубия). Он возвысился при Узбеке, был аталыком будущего хана Бердибека и, собственно, с его интриг началась глобальная смута в Золотой Орде в 1360-х гг. Про этого персонажа немало написал А.П.Григорьев, да и вообще все, кто исследовал ордынскую "великую замятню". Но А.П.Григорьев считает Тулубая потчему-то бахрином (т.е. барыном), хотя у Утемиш-хаджи он ясно назван "человеком с многочисленными и сильными родичами по имени Канглы Тулубай" (Чингиз-наме, с.108)".
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
"Среди кереитов имелись канглы, они еще до монголов обитали на Иртыше. С канглы можно связать род хангин среди
бурят и халха, кангалас (камасинцы) и кангат среди хакасов, хэнгелдир среди эхирит-бурят, а также хангалас среди саха. К тому же есть мнение, что кенгересы (печенеги) - потомки кангюйцев и канглы различные племена. Кстати, в кыпчакском обьединении беджне (печенеги) и канглы вместе сосуществуют. По легенде об Огузе канглы - одно из огузских племен, получили имя свое от того, что их предок чинил телегу. По гипотезе Г.В.Ксенофонтова, канглы-кангаласцы - потомки гаюгюйцев т.е. уйгуров - теле (в древнекитайском - гаогюй - тележники). С.Г.Кляшторный этноним теле читает как тегрек (от телега). Этому способствует и то, что канглы на западе становятся известными после
проникновения туда огузских племен на Сырдарью в X в. К тому же, среди
западных тюрков, уйгуров почти не видно, видимо они заменены канглы".
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
"Изучение родоплеменной системы является важнейшей составляющей в деле реконструкции этногенеза кыргызов. Уточнение происхождения отдельных племен и родов позволяет отметить знаковые вехи и этапы в процессе формирования этноса. В то же время изучение степени участия в этногенезе этого народа тех или иных компонентов в виде отдельных племен, родов и объединений, наряду с языковыми, археологическими, антропологическими данными дают возможность определить и этническое ядро кыргызов. Представители кыргызского племени кангды в настоящее время проживают в Лейлекском, Фрунзенском, Ноокатском районах Ошской области, частично в Базар-Курганском, Сузакском районах Джалал-Абадской области и в некоторых районах соседнего Узбекистана [1].
Самое ранее упоминание племени кангды мы встречаем в первом рукописном генеалогическом списке кыргызских племен "Маджму ат-Таварих" Сайф ад-Дина Ахсикенти. Этот список датируется концом XV- и началом XVI веков и в нем приводятся данные о легендарных родоначальниках кыргызских племен. Согласно этому списку, первопредком племени считается некий Кангды, сын Салус-бека Булгачи. Последний является предком отделения "Ичкилик" - "Внутренние" [2], которое наряду с "правым" и "левым" крыльями составляют триальную структуру родовой организации кыргызов. Особенно важным представляется тот момент, что согласно современным генеалогическим спискам племя кангды причисляется к этому же отделению "ичкилик" [3]. Все это, безусловно, подтверждает глубокую традиционность генеалогических схем кыргызов. Название племени и имя родоначальника Кангды указывает на его несомненную связь с достаточно известным в средневековой Азии народом/племенем канглы/канлы. Соотношение этнонимов кангды и канглы объективно отображает особенности кыргызского языка в частности, и кыпчакской группы языков (к которой причисляется современный кыргызский язык) в общем. Примером может служить кыргызское слово "кандуу" - "крововавый", узбекский эквивалент которого будет произноситься как "конли".
Кто же такие кангды/канглы? Исследование С.Г. Кляшторного выявляет определенную древнейшую этнонимическую традицию, корнями уходящую во времена Авесты - цикла различных по происхождению и содержанию мифов, сказаний и религиозных предписаний ираноязычных племен Средней Азии и Восточного Ирана II-I тысячелетий до н.э.  Дело в том, что именно в Авесте впервые упоминается Канга (Кангха), столица легендарного Турана [4]. Упоминание Канга (Кангхи) встречается и у Фирдоуси, который использовал архаическую топонимическую и этнонимическую номенклатуру Авесты, и располагал Канг - столицу Турана за Сырдарьей, на северо-восток от реки [5]. Сравнив название этого гидронима у Ибн Хордадбеха как "реки Кангар" с данными древнетюркских рунических надписей о столице кангарасов [6] Кангу Тарбане, а также приняв во внимание сведения китайских исторических летописей о государстве Кангюй с упоминаниями в Авесте и "Шахнамэ", С.Г. Кляшторный пришел к выводу о существовании на Средней Сырдарье древней этнонимической традиции. Прослеживается определенная трансформация названий топонимов/этнонимов/оронимов с единой основой - Кангха-Канг-Кангюй-Кангу Тарбан-Кангар-Кенгерес [7].
Одним из самых ранних известий о Кангюе являются заметки китайского путешественника Чжан Цяня, посетившего это государство во II веке до н.э. Китайские авторы пишут о нем как о большом государстве, населенном кочевыми племенами, но имеющем и города. Власть кангюйского владетеля простиралась до северных берегов Каспия, где ему подчинялось государство Яньцай - союз сармато-аланских племен, кочевавших между Приаральем и низовьями Волги. Кроме того, Кангюю платили дань пушниной племена лесного Приуралья - янь. Источники отмечают: "Царство Канцзюй. Зимняя ставка правителя в земле Лэюэни, в г. Битянь, который отстоит от Чанъани на 12300 ли. Не подчиняется "духу". До [Лэ]юени семь дней конной езды, до летнего местопребывания правителя в Фаньнэй 9104 ли. [Население состоит из] 120 тысяч дворов, 600 тысяч ртов, а отборное войско из 120 тысяч человек. На восток до ставки духу 5500 ли. По обычаям одинаково с Большим Юэчжи. На востоке тесно связано с Сюнну" [8]. Обычаи и одежда кангюйцев в те времена, по описаниям китайских источников, не отличались от сармат и алан [9], т.е. не выделялись из круга родственных североиранских скотоводческих племен. А.М. Мандельштам предположил, что кангюйцы были прямыми потомками ранее обитавших здесь сакских племен [10]. По мнению Л.А. Боровковой, кангюйцы по облику, обычаям и одежде были подобны даваньцам, которые по сообщениям "Ши цзы" и "Хань шу" были европеоидами, вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Она предположила, что и кангюйцы к IV веку н.э. перешли на оседлый образ жизни и при этом занимались отгонным скотоводством [11]. О силе их государства может говорить и тот факт, что чиновников империи Хань кангюйцы сажали ниже усуньских послов [12].
С начала нашего тысячелетия Кангюй оказывается вовлеченным в события связанные с крушением державы хунну. Завершающим эпизодом событий 91 г.н.э., когда произошло фактическое уничтожение могущества северных хунну, было бегство шаньюя Чжичжи на запад - в Кангюй. В пределы государства прибыло несколько тысяч подданых шаньюя, и если принять во внимание версию о тюркоязычности хунну, можно предположить, что началом постепенной тюркизации владения Кангюй послужило именно это переселение. Известно то, что кангюйский правитель поселил шаньюя и его народ на реке Или, отдав ему в жены свою дочь и часть своего войска. Проанализировав китайские источники, Л.А. Боровкова пришла к выводу о том, что граница между Кангюем и государством Усунь в I в.н.э. проходила по территориям немного восточнее озера Иссык-куль [13].
В середине V века мы наблюдаем перемещение с востока - из Западной Сибири и степей современного Казахстана на запад тюркоязычных огурских племен (он-огуров, сары-огуров) во главе с савирами, по мнению Питера Голдена, являвшихся частью племенной конфедерации теле и обитавших до откочевки на территориях между рекой Или, Западным Тянь-Шанем и районами Западной Сибири [14]. Эти перемещения должны были затронуть и кангюйские племена, которые с этого времени начали постепенно тюркизироваться.
В 554 году с востока на земли кангюйцев устремились тюрки-тугю, преследовавшие остатки разгромленных ранее жуань-жуаней. В 555 году войско тюркского Истеми-кагана достигло "западного моря" - по мнению Л.Н. Гумилева, опиравшегося на известия Фирдоуси, - Аральского [15]. Кангюйские племена, по всей видимости, покорились тюркам-тугю, так как нет свидетельств войны с ними. В качестве оказавших сопротивление указываются лишь приаральские хиониты (сармато-аланы), вары и угры [16], платившие раннее, как указывалось выше, дань именно Кангюю. В любом случае, тюрки-тугю, развязавшие в это время большую войну с эфталитами, должны были бы "замирить" народы, оказавшиеся теперь в пределах каганата. Дальнейшие судьбы кангюйцев были связаны с тюркскими государствами. После распада единого каганата тюрков-тугю в 604 году, кангюйские племена и подконтрольные им земледельческие оазисы и города оказались под властью западных каганов. Центром  их владений, согласно древнетюркским эпитафиям, являлся город Кангю-Тарбан, а сами они были известны тюркам-тугю под именем кенгересов. Как показало исследование С.Г. Кляшторного, город Кангу Тарбан упоминается персидскими и арабскими источниками под именами Тарбад-Тарбанд-Турарбанд-Отрар [17]. Судя по всему, вассальное положение кенгересов имело достаточно условные формы, иначе трудно объяснить двукратное бегство в их земли около 630 года западно-тюркского кагана [18].
Некоторые группы кенгереского населения оказались и в пределах восточно-тюркского каганата. Об этом говорит тот факт, что представители кенгереской знати занимали в государстве тюрков-туцзюе достаточно высокие должности. Известно о посольстве, отправленном в 618 году восточнотюркским Шиби-каганом в Китай - во главе этой миссии упоминается некий тегин Кан-хэ-ли. Имя главы посольства, по мнению Ю.А. Зуева, закономерно читается как "кангарлыг", более того, в разделе "Тамги лошадей из вассальных княжеств" труда IX века "Танхуйяо" упоминается народ кан-хэ-ли, название которого также реконструируется как кангар [19]. Предполагается, что, являясь вассальным племенем восточных тюрков-тугю, они кочевали вблизи каганской ставки.
Переселение немалых масс тюркских племен не могло сказаться на языковой ситуации во владениях кангаров/кенгересов. Тюркизация областей Средней Сыр-Дарьи не могла быть сплошной и быстрой. Можно предположить, что ранее всех подверглись языковой ассимиляции именно кочевые кангары, к тому времени объединившие вокруг себя некоторые тюркские племена. Достаточно продолжительным процесс смены языка являлся для оседлых оазисов на землях "древнего Кангюя". Исследователь С.Г. Кляшторный обнаружил свидетельства того, что у некоторых потомков кангаров еще в XI веке существовал так называемый "смешанный хорезмийско-печенежский" язык [20].
Кочевые кангары, как уже упоминалось, сплотили вокруг себя некоторые тюркские племена, в основном печенегов, и эта орда стала называться печенежской. Поэтому впоследствии, уже на границах Византии, греки зафиксировали самоназвание "кангар" только у трех печенежских племен. Константин Порфирогенет так описывает печенегов восточноевропейских степей середины X века: "Должно знать, что пачинакиты называются также кангар, но не все, а народ трех фем: Иавдиирти, Куарцицур и Хавуксингила, как более мужественные и благородные, чем прочие: ибо это означает прозвище кангар" [21]. Из этого следует то, что орда печенегов управлялась именно кангарскими родами. По мнению ряда исследователей, этноним печенег возводится к названию одного из сакских племен - пасикам-пасианам, упомянутым Страбоном в числе кочевников, сокрушивших около 130 г. до н.э. Греко-Бактрийское царство [22]. По мнению П. Пелльо, печенеги под названием пей-жу, наряду с огурами и аланами, в VII в. упоминаются в китайской летописи "Суй-шу" в разделе, посвященном племенной конфедерации теле [23]. В VIII веке печенеги Средней Сыр-дарьи упоминаются в форме пе-ча-наг в тибетском переводе уйгурского текста, повествующего о северных народах [24].
В результате падения Западно-тюркского каганата, печенеги приобрели известную самостоятельность. Однако их положение в это время трудно назвать стабильным - и если война 711-712 гг. с тюргешами [25] имела, скорее всего, локальный характер, то последующее противостояние проникновению в этот регион карлукских и огузских, а позже и кимакских племен приобрело характер борьбы за выживание. Ал-Масуди упоминает, что в IX веке шла жестокая борьба "между этими четырьмя племенами: баджанак, баджане, баджагард и наукерде и гузами, карлуками и кимаками" [26]. Неравноправная война против огузов, карлуков и кимаков приводит к откочевке основной части печенежских племен в IX в. на запад [27].
Рассмотрение исторических судеб ушедших на запад и фактически сокрушивших Хазарский каганат печенегов не входит в задачи этой статьи, нас больше интересует их часть, оставшаяся в Средней Азии. Эти  печенеги была инкорпорированы в состав племенного союза огузов - новых хозяев Средней Сырдарьи. Процесс ассимиляции огузами печенегов был достаточно скорым, уже с конца IX века печенегов не упоминает ни один из источников, при этом их сородичи, живущие в бассейне Эмбы-Яика, даже в X веке упоминались отдельно от огузов [28]. Таким образом часть печенегов была полностью ассимилирована огузами, что подтверждается списками легендарных огузских племен. Согласно данным Махмуда Кашгари [29] (XI в.) и Рашид ад-Дина [30] (XIII в.) в составе левого крыла огузов - "учуков" встречается племя "бичинэ/бедженэ". При этом некоторая группа покоренных огузами печенежских племен, судя по всему именно кангарские роды,  сохранила и свое былое название - хангакиши. Ал-Идриси (XII в.) пишет: "Это очень большое озеро... в нем много рыбы - главной пищи того народа... на нем много пастбищ и плодородных мест, принадлежащих хангакишам. Это вид гузов, которые постоянно носят оружие, у них чрезмерные осторожность и мужество по отношению к соседним с ними видам тюрков" [31]. В этом названии отразился их древний этноним "канг" в форме "канга-киши" - "люди Канга".
Печенеги, вместе с огузскими племенами вошли в состав государства сырдарьинских йабгу с центром в городе Йангикенте [32]. К этому периоду истории огузо-печенежских племен относится легенда, приведенная Рашид ад-Дином (XIII в.): "Канлы. В то же самое время, как Огуз воевал со своим отцом, дядьями, братьями и племянниками, делал набеги и грабил их страны, то из всего народа, все те из его родственников, которые присоединились к нему и стали с ним заодно, по соображению собственного ума сделали повозки и нагружали на них [все] награбленное, другие навьючивали добычу на животных. [Повозку по-тюркски называют "канлы"], по этой причине и они названы именем канлы. Все ветви канлы [происходят] от их потомства. Впрочем, Аллах знает лучше!" [33]. Схожую легенду в китайской летописи "Юань ши" (XIV в.) обнаружил исследователь А.Ш. Кадырбаев: "Канглы (Канли) это есть то, что в эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) называлось Гаочэ-го - страна высоких повозок" [34].
В начале XI века, на огромных просторах степного коридора от Монголии до Европы состоялись события, ставшие судьбоносными не только для Азии, но и определившие по своей сути и будущее Европы. Происходят крупные перемещения кочевых племен на обширном пространстве степей от Оби и Иртыша до Арала и Каспия. Цепь перемещений больших массивов кочевников в итоге затронула и владения сырдарьинских огузов, где и проживали печенеги. В бурном водовороте вызванных этими событиями миграций оказались и кыпчаки, которые граничили с огузами Приаралья и Северного Прикаспия и имели до этого времени с ними мирные отношения. Под давлением наступавших с востока кочевников, кыпчаки постепенно овладели землями огузов, которые распались на несколько группировок. Эти события отражены в сообщении армянского летописца Матфея Эдесского, писавшего о том, что в середине XI века народ отц (змей) разбил племя хардеш (рыжеволосых), которые обрушились на узов (огузов) и печенегов и совместно с ними двинулись в пределы Византии [35]. Основная часть огузов уходит в Нижнее Поволжье, южнорусские степи и на Балканы, другая - уходит в Мавераннахр и Хорасан, к родственным сельджукским племенам [36].
По мнению К.И. Петрова, продвижение кимако-кыпчакских племен в южном направлении стало принимать систематический характер с конца X - начала XI века и во времена Мукаддаси (980-е годы) они уже кочевали в низовьях Сырдарьи [37]. Около 1030 года кыпчакские племена появляются на границах Хорезма - о них пишет хорезмшах Алтунташ (1017-1032): "Кроме того, вчера вечером пришло письмо от ходжи Ахмеда, сына Абд-ас-Самада, кедхудая, что кечаты, джиграки и хифчаки волнуются из-за моего отсутствия, как бы не стряслось беды..." [38].
Оказавшиеся под властью кыпчаков огузы и печенеги инкорпорируются в кыпчакский племенной союз. Именно с этого времени - с середины XI века начинается процесс постепенной их ассимиляции. Первым отметил связь кыпчакского племени канглы с кангарами/печенегами С.П. Толстов. Он пришел к выводу о переоформлении имени кангар в канглы в результате ассимиляции кыпчаками части огузо-печенежских племен [39]. По мнению С.Г. Кляшторного, принятие этого имени первоначально кыпчакской знатью выражало их стремление связать себя с древней генеалогической традицией завоеванных земель, прежде всего по Сырдарье, и таким образом, легитимизировать свои права на власть над указанными областями [40]. Это отразил и знаток тюркских языков Махмуд Кашгари, писавший, что "Канглы - один из великих людей из кыпчаков" [41]. Мусульманские авторы XII- нач. XIII вв. употребляют значения кыпчаки и канглы как синонимы [42]. Позднее, в XII веке мы встречаем кангароглы (кангар-оглы - потомки кангаров - А.Р.) в числе племен кыпчакской конфедерации у ан-Нувейри, ибн-Халдуна [43] и Рукн ад-Дина Бейбарса [44]. 
Согласно исследованию С.М. Ахинджанова, племя канглы обитало до монгольского нашествия в основном в Сыгнакском владении кыпчаков, и кочевало летом на Иртыше, а зимой уходило в долины Сырдарьи, Чу и Таласа. Сообщения о кочевьях канглов в верховьях Иртыша по соседству с найманами встречаются и у Рашид ад-Дина [45]. Хан-историк Абулгази приводит интересные сведения: "Канглы жили с туркоманами, перешедши в область тюркменов, они поселились на берегах Иссык-куля, Джуды и Телеша, здесь жили много лет" [46]. С.М. Ахинджанов справедливо отмечает, что "тюркменами" Абулгази называет не туркменов, а карлуков. Это сообщение для нас очень важно - оно фиксирует кочевья канглов вблизи Иссык-куля, на землях совпадающих или смежных с местами современного обитания кыргызского племени кангды.  Известно, что карлукские племена прикочевали в Семиречье и на Иссык-куль еще в VIII веке после серии неудачных войн с уйгурами. Под их властью оказалась и бывшая столица кенгересов КангуТарбан/Отрар. Известно, что в 812 г. под Отраром арабские войска Фадл бен Сахла разбивают карлукского джабгу, который скрывается в стране кимаков [47]. Именно из среды карлукских племен, по мнению О. Притцака, в конце IX и начале X вв. и происходит династия государства Караханидов, ханы которой в конце X - в XI вв. завоевали Семиречье, Центральный Тянь-Шань, Фергану, а затем покорили и Мавераннахр [48].
Уже к XII веку происходит постепенное ослабление власти караханидских ханов. Как сообщает Джувейни, владетель Баласагуна "...теперь не силен и не могуч. Карлуки и тюрки-канглы не только не утруждают себя в верности ему и досаждают ему, совершая набеги на его поданных, грабя скот и имущество" [49]. Усиление бывших вассалов сразу же отразилось во внешнеполитической сфере - согласно китайской летописи "Цзинь ши" (XII век), при чжурчженьском императорском дворе были приняты  канглийские послы [50]. Непростые взаимоотношения караханидских ханов и канглов в XII веке обострились настолько, что доведенный до отчаяния и будучи не в состоянии отбить набеги канглов, правитель Баласагуна обратился за помощью к кара-кытаям (киданям). Владыка кара-кытаев не замедлил воспользоваться предложением караханидского хана и "...гурхан воссел на престол Баласагуна. С потомка Афросиаба он снял титул хана, дав ему титул илек-туркмен... Когда прошло некоторое время, и его люди освоились и скот их набрался в теле, он подчинил канглы под свою власть" [51]. Однако признание канглами власти кара-кытаев, было по всей видимости, недолгим. Данные китайских летописей говорят о том, что канглы имели достаточно тесные отношения с Хорезмом. Вообще, кыпчакские племена, в том числе и канглы, играли в Хорезме исключительную роль. Именно этим можно объяснить считающееся ошибочным утверждение Джувейни о происхождении Теркен-хатун, матери последнего хорезмшаха Мухаммада, из кыпчакского племени канглы [52]. Более того, канглы имели связи и с центральноазиатскими государствами. Известна тесная, а возможно и генетическая, связь канглов с кераитским улусом Тогрул-хана (Ван-хана кераитского - А.Р.), занимавшего земли в районе реки Тола, в среднем течении Орхона и бассейне реки Онгин в Северной Монголии. Представители канглийской знати, например упоминаемый "Юань-ши" некий Кайранбай, служили при дворе кераитских ханов, а китайское сочинение "Менуэр-шицзы" прямо пишет об их родстве: "Кераиты были предками канглы. Западные именовались канглы, восточные кераитами" [53].
Во времена монгольской экспансии часть канглов оказала сопротивление туменам Чингис-хана. Читаем в "Юань-ши" биографию кангла Асан-буки: "...С самого начала становления монгольского государства, в то время когда Тайцзу (Чингис-хан) громил канглы, его бабка стала вдовой... В стране (канглы) царил беспорядок, семья была разорена" [54]. Разоренные степи канглов восточнее реки Урал проезжает Рубрук - "Прежде там были некие команы (кыпчаки), называемые кангле" [55]. О завоевании земель канглы монголами рассказывает и "Сокровенное сказание": "...так как Субеетай-Баатур встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и городов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингисхане, а именно - народов Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Оросут, Асут, Сесут, Мачжар, Кешимир, Сергесут, Булар, Келет, а также и городов за  многоводными реками Адил и Чжаях..." [56]. Упоминание канглов-канлин наряду с кыпчаками, которые в те времена были достаточно многочисленным племенем, говорит о значимости канглов в иерархии степей монгольского времени. Другая часть этого племени признала власть Чингис-хана и участвовала в их походах на запад - в составе монгольских войск упоминается владетель Алмалыка канглы Сокнак-тегин. Некий Айбай из канглы, находясь в подчинении Субудай-багатура участвовал в походе против кыпчаков, канглы Айбобаяут участвовал в походе на юг, канглы Хайду состоял в войске Мункэ-хана и т.д. [57]. Позднее, наряду с карлуками и кыпчаками, канглы вошли в состав специальных воинских контингентов империи. В 1286 г. по приказу Хубилай-хана в империи были сформированы подразделения гвардии из кыпчаков и канглы [58]. В 1308 году кыпчакская гвардия была разделена на гвардии правого и левого крыла, а в 1310 г. переформирована и усилена дополнительным контингентом войск гвардии канглы. Интересно и то, что все воины из канглы, служившие в других войсках, были отобраны для службы в гвардии [59].  
Монгольское завоевание привело к значительному изменению этнополитической ситуации на огромных пространствах от Китая до Европы. В водовороте переселений, как насильственных и вынужденных, так и добровольных (в составе монгольских орд) оказались и канглы. Частицы этого племени докатились в составе кочевых орд вплоть до Европы [60]. При этом представители этого племени остались кочевать и на своих прежних землях по Сырдарье и на Тянь-Шане. По замечанию Тынышпаева М., во времена Тимура канглы обитали между реками Сырдарья и Талас [61]. К этим временам можно отнести казахское предание, объясняющее этноним канглы с точки зрения "народной" этимологии: "Название народа канглы, очень древнее, но приобрело почет и славу только со времен Тимура, а произошло так: после жестокого боя, Тимур увидел окровавленного всадника и спросил "Кто этот канлы?". На что последовал ответ "раб твой канглы" [62].
После образования государства Могулистан, канглы вошли в состав могулов. Причем в Могулистане появляется и другое наименование канглов - бекчик, по имени одного из предводителей аймака канглы, некоего купца Бекчика, оказавшего помощь Тоглук-Тимуру в его пути из племени дохтуй в Аксу, к эмиру Пуладчи. Согласно "Тарихи Рашиди", после смерти Вейс-хана в 1428 году "бекчики" ушли от Исан-буги, и их предводитель Мир Хакк-Берди бекчик обосновался на Кой-Суйи на Ыссык-Куле, устроил своих людей на острове и начал нападать на Сайрам и Туркестан. По всей видимости прав В.П. Юдин, считающий, что название бекчик бытовало только в могульских верхах, а "народные массы продолжали употреблять древнее название" [63]. Бекчики упоминаются в списке племенных подразделений войска Султан Саид-хана. В последующее время их представители действовали по всей Могулии. По мнению В.П. Юдина, могулы говорили на тюркском языке кыпчакского типа, близком казахскому и кыргызскому языкам [64], что по своей сути неудивительно. Как описывалось выше, в образовании канглы существенную роль играли именно кыпчакские племена. Впоследствии, после распада Могулистана, могулы-канглы вошли в состав казахов. Казахское племя канлы входит в Старший жуз и проживает в южной части Казахстана [65], на прежних землях своих предков - кангаров. Вместе с племенем дулат они составляют подавляющее большинство населения этого жуза.
Возникает вопрос о периоде вхождения племени кангды в состав кыргызского народа. Родоплеменной список кыргызов в "Маджму ат-Таварих" указывает на то, что это племя вошло в состав кыргызов не позднее XV века, т.е. еще до того, когда те признали власть могольских ханов. Об этом говорит и тот факт, что род кан ("кан" является основой термина "канлы", где "лы" является суффиксом - А.Р.) встречается у самой близкой к кыргызам в языковом [66] отношении народности - южных алтайцев [67]. Все эти факты позволяют предположить, что племя кангды вошло в состав кыргызов во времена до XV века, когда кыргызы и южные алтайцы входили в единую общность. По нашему мнению, эта общность населяла южные склоны Большого Алтая (включая современные российский и монгольский Алтай), Прииртышье и земли северной Джунгарии. В Прииртышье под 1407 годом упоминаются кыргызы в связи с походом против них Золотоордынского Пулад-хана. Махмуд ибн-Вали пишет об этом: "Поручив охрану Прииртышья эмирам племени бахрин, полностью преградили путь кыргызам" [68]. Впоследствии, возможно из-за ойратской междоусобицы в первой половине XV века [69], кыргызы были вынуждены покинуть эти земли и откочевать на юг, в Семиречье и Восточный Туркестан. Об этом под 1770 г. упоминает китайская летопись "Сиюй чжи": "около 330 лет назад (примерно 1440 г. - Р.А.), часть кыргызов, спасаясь от беспорядков, бежала и нашла приют в горах Тянь-Шаня" [70].
Мы уже упоминали о сведениях Рашид ад-Дина о кочевьях канглов в XIII в. в верховьях Иртыша, по соседству с найманами. Именно эти канглы/кангды и вошли в состав кыргызского народа."
(kyrgyz.ru)
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
"В самом деле, в 17 в. на Колыме жили кангиемисы (правда, не помню, якуты это или эвенки). Где-то в районе Чукотки, кажется, был этноним кангалас. Чукотские и камасинские (самодийцы) якобы кангаласцы не имеют никакого
отношения к якутским кангаласцам - безусловным сородичам южных канглы,
тюркского ядра саха. В их языках этот кангаласец - звучит, совсем по иному.
У камасинцев - например, кангмисиенсис, или чего -то в этом роде. Якобы чукотский кангаласцы просто возникла от ихнего обозначения гуся.
Другое дело, средневековые хабханасы, ханханасы - часть которых были оленеводами (на Енисее, XIII в.)".
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
"Англо-французские ученые расшифоровали уникальную письменность Кангюй, недавно найденную близ Шымкента.Свидетельство номадов,
Уникальные образцы письменности, найденные под Шымкентом, на днях расшифровали английские и французские ученые. Предположительно это архив государства Кангюй. И самые древние из расшифрованных письменных памятников на территории нашей страны.
АЛЕКСАНДР ПОДУШКИН, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК:
- В большом тексте пишется об основании города. Мы имеем первое свидетельствование, что в этом участвовали "люди шатров" - номады.
Среди западных ученых южно-казахстанская находка произвела настоящий фурор. Материалом для письма послужил обожженный кирпич, а это практически вечный материал. Поиски древнего архива ведутся археологами целенаправленно с 1992 года, когда был обнаружен первый образец древнего письма. Сейчас найдено уже одиннадцать его фрагментов. Ученые уверены, что основная часть архива скрыта в водах небольшого озера в русле реки Арысь. Так что в следующем полевом сезоне традиционная археология Южного Казахстана, может плавно трансформироваться в подводную".
Вот и ответ спорящим между собой казахским племенам из-за принадлежности Южно-казахстанской области, коренные жители присырдарьи Канлы. В принципе канлы и сейчас много в Чимкенте и Ташкенте, но все же большинство, это пришедшие во времена Чингис хана - конраты и "Актабан шубырынды" - дулаты.
Что интересно в этих глиняных дощечках описывается факт о заложении города Чача (Ташкента )- людей шатров Канлы."
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
Им (Симс-Вильямсом) было установлено, что таблицы из Культобе содержат тексты, написанные на одном из языков североиранской (сакской) группы, весьма вероятно, древнем согдийском, либо на языке, родственном ему.
Текстах культобинских надписей говорится о «спадане» - военачальнике (предводителе войска, генерале) чачского народа («чачанапич»), имя отца которого, вероятно, было Ванун («Победоносный»), который построил город или крепость (кант) и, возможно, храм для «нашего народа», т.е. кангюев или согдийцев, на границе с номадами - «людьми юрт» (вероятно, здесь имеются в виду саки, аланы, усуни или западные гунны под предводительством шаньюя Чжичжи, ушедшие в пределы Кангюя под напором китайцев и усуней), и для этого ему выделили сокровища его сородичи, происходящие из «дома юечжей Чжаову - ябгу» - государи Самарканда («Самаркандич»), Кеша, Насафа - Ксениппы и Навак метана. Как нам удалось выяснить, Навак метан означает «новая обитель». Так называлась древнейшая столица государства - оазиса в долине реки Заравшан, - существовавшая задолго до появления таких столиц древнего Бухарского оазиса, как Пайкенд («Медный город»), Варахша, Вардана и Бухара, и известная китайцам времен династий Вэй, Суй и Тоба-Вэй под именем Ниу-мет, а арабам под именем Нумуджкат, что является арабизированной передачей Нав месан - «новая обитель».
Таблицы из Культобе не были частью некоего архива. Это отдельные фрагменты большого мемориального текста (или текстов), в котором говорится об истории основания города и храма. Как считает Симс-Вильямс, они могли оформлять, скажем, крепостные ворота. Впрочем, такие эпитафии могли находиться в царском храмовом комплексе или в усыпальнице - это еще предстоит выяснить.
По мнению профессора Николаса Симс-Вильямса, культобинские надписи - это древнейшие из доселе известных надписей, выполненные древним согдийским письмом. До сих пор таковыми считались т.н. «Старые письма» - переписка с земляками из Самарканда, Варданы и Кеша купцов согдийской колонии в Дунхуане (Западный Китай), городе, который в «Географии» Птолемея называется Троана («Могучий»). Эти письма датируются IV веком н.э. Открыл их в 1907 году британский ученый сэр Аурел Стейн. Известны также оставленные согдийскими купцами и буддийскими паломниками в III-IV вв. н.э. и содержащие личные имена короткие надписи на скалах, обнаруженные в Гиндукуше в верховьях реки Инд, в районе Каракорумского шоссе в Пакистане и опубликованные Симс-Вильямсом. Культобинская эпиграфика, скорее всего, еще древнее. Это подтверждают также находки, сделанные А.Подушкиным в некрополях Культобе: ряд погребений здесь датируются позднесакским временем, т.е. последними веками до н.э., а поздние - хунно-сарматским временем - первыми веками н.э. Здесь же был обнаружен процарапанный на боковине сосуда нишан - царский знак кангюев, напоминающий царские знаки династов Самарканда, Бухары и Чача, а также знаки-тамги Аспургианов - сарматских династов из числа аорсов или ассов, завоевавших в последние века до н.э. Боспорское царство в Причерноморье. Интересно, что, согласно Страбону, имя одного из вождей аорсов было Спаданис, т.е. «предводитель войска».
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
Есть несколько версий. Одна из самых старых - это этимология из восстанавливаемого иранского "кан" - канал , что не очень обосновано. Другая версия: Альтернативные версии:
Версия А.Т.Кайдаров и С.Г.Кляшторный : «речные», «обитатели рек».
Э.Пуллибланк : производит слово кангюй на основе «тохарского» канк - «камень» и, исходя из этой этимологии, говорит о «кангюйской разновидности тохарского языка». Из себя добавлю, что это одна из самых интересных версий. Одним из важнейших центров Кангюя был Ташкентский оазис. Древнейшее название Ташкента - Чач (происходящее с Авестийского Чойчаста). Этот топоним обычно объясняют из согдийского "чал" - камень. А нынешнее название - Ташкент, что по-тюркски означает "каменный город". Итак, три языка - три идентичных топонима.
Б.А.Литвинский : пытается объяснить, учитывая хотано-сакское слово канка - «кожа», «шкура». Им наименование кангюй истолковывается как сакский этноним с примерным значением «люди в кожаных одеждах».
Академик Б.А.Литвинский мнение о тюркоязычности кангюйцев считает неубедительным. Более убедительным в этой связи представляется мнение о принадлежности племен кангхи-кангюя к кругу североиранских скотоводческих племен. Китайские наблюдатели постоянно подчеркивают, что племена кангхи-кангюя по обычаям и по одежде не отличаются от сармат и алан, затем и от юэчжи. Насчёт тюркских этимологий. Встречал у улугбека("Тарихи арба улус"), где происхождение канглы связывается посредством легенды со временами Огузхана и объяснятется как "умный". Не знаю, существует ли такая форма в древнетюркском, ждём мнения специалистов.
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
 
 
 "Бахтияр Артаев тоже Канлы"
"Канлы бар жерде, хан да сойлемейды"
"Канлы болмаса, казан ашылмайды"
"Канлы келмей хан танламайды"
Hosted by uCoz