"О Тамгах"
Через своих предков мы причастны к человеческому древу, а через Родину связаны с землей. Каждый человек несет в себе свою Родину и память о своих предков - это неизменная часть любого из нас. Моя Родина, носящая священное имя Казахстан. Для казаха нет ничего дороже, чем его родные степи. Уже с древнейших времен наш народ занимался кочевым скотоводством. Кочевой образ жизни - единственно возможная модель выживания человека в суровом степном краю. Исторически сложившийся кочевой образ жизни объединил на просторах Казахстана группы племен, имеющих разное происхождение, но связанные общностью судеб. А их общие культурные устои родились из длительного соседства и общения. Любой жизненный уклад является результатом многолетнего и успешного приспособления людей к определенной среде жизни. В суровых степных условиях человек не может выжить в одиночку. Уверенность в благополучии становится возможной только в окружении семьи, рода, племени. В кочевом казахском обществе мы видим сложную сеть взаимосвязанных человеческих отношений. Все усилия направлены на поддержание и укрепление этой сети, а не на личный успех. В ходе постоянных странствий по степи скотоводы общались с сородичами и с представителями других родов. Естественно, это требовало такой формы организации общества, которая позволяла избегать возможных конфликтов и способствовала созданию гибких взаимоотношений. Прообразом общества кочевников стала семья, ведь семья - весьма гибкое понятие, она увеличивается по мере того, как начинаешь прослеживать свое происхождение от общих предков. Появилась система в которой родовые принципы служили как основой политической власти, так и модель экономической организации. В казахском традиционном обществе каждая единица, начиная от отдельного человека и заканчивая самой крупной - жузом, занимала соответствующее место, определяемое по старшинству. Старшинство между родами и жузами определялось по прямой линии самый последний род Старшего жуза имел преимущество перед самым старшим родом Среднего жуза и т.д. Порядок старшинства определялся при разделе добычи, в обряде рассаживания, при открытии торжества, во время трапезы. Такая система общества нашла отражение в культуре казахов. Наряду со словесной передачей истории важное место занимали родовые знаки, простые по очертаниям и легко запоминающиеся. Танба, Тамга, Тагма - это варианты тюркского термина, обозначающего любой графический знак. На карте Центральной Азии немало географических названий со словом Тамга или Тамгалы в основе. Ещё одно значение слова ТАМГА - это родовой знак, клеймо, тавро, печать. Практически у всех кочевников Центральной Азии существовали племенные, родовые, общинные знаки, которые применяли с древних времен, главным образом как знаки собственности. Этими знаками таврили животных, оружие, предметы обихода. По тюркским преданиям легендарный Огуз хан - отец всех тюрок - распределил между ними имена родов, тамги, ураны и прочие символы. Родовые знаки кочевников сложились в стройную систему, которая чутко реагировала на изменения в родоплеменной структуре вызванные ростом, слиянием и разделением семей. Это отражалась в появлении дополнительных знаков и в видоизменениях существующих. Различного рода добавления к старым тамгам или появление вариантов их начертания отражали усложнение родовой структуры. Казахские тамги - свидетели, как древних, так и относительно недавних внутренних родовых связей казахского народа, его сложных взаимоотношений с соседними племенами и государствами. Тамга дает ключ к познанию общей истории казахского народа. А знание истории народа, его родовой и социальной структуры убеждает в его единстве, достигнутом благодаря поразительно тесному переплетению и связи его родов. Тамги являют наглядный образ этого единства. Стоит только взглянуть на наши знаки, собранные вместе, как мы ясно начинаем осознавать, что наш общий дом состоит из 6 канатов - кереге, 92 уыков -  родов и одного шанырака. Знаки и их наименования сохраняли древнейшие слои этногенеза народа.
Род БОТПАЙ, входящий в большое родоплеменное объединение ДУЛАТ, имеет единую тамгу с вариантами. Эти тамги пролизводные от общей тамги дулатов. Имя Ботпавй встречается в труде Византийского историка Никифора. В нем повествуется о разделении Болгарской орды во времена императора Константина 4, т.е. в 7 веке, между 5 сыновьями князя Куврата. Первая орда под предводительством старшего сына Ботпая осталась на своих землях у берегов Азовского моря и на реке Кубань. Материалы по тамгам показывают, как идентичные тамги постепенно проникают на север, запад Казахстана и через поволжские степи достигают Северного Кавказа, Приазовья, Причерноморья. Казахская традиция связывает происхождение тамг и кранов с именем Тауке хана. В его знаменитом своде говорится: «казахские племена, роды и поколения должны иметь собственную тамгу». Казахские родословных возводят родоначальников-предков всех подразделений казахского народа к легендарным отцам-основателям, жившим в Казахстане. Собственно, в этом была одна из задач создания родословных, чтобы обосновать незыблемость прав на владение водопоями, пастбищами. Однако народная традиция сохранила упоминания о животных-прародителях-тотемах. Так, хорошо известны предания тюрков о роли волка в происхождении тюрков и уйсуней, причем в легендах о происхождении усуней, кроме волка, значительная роль отводится и ворону. Отсюда, вероятно, берет начало поэтическая традиция определять народ казахов как «КАРГА ТАМЫРЛЫ КАЗАК» (казахи, имеющие предком ворона). Так среди Найманов мы встречаем роды МАТАЙ и САДЫР с тамгой и ураном «БОРИ». Есть среди Найманов также род «БОРА»(верблюд-самец),. Среди Кипчаков есть род «КАРАБАЛЫК» и «ТОРЫ АЙГЫР»(гнедой жребец). В роду Уаки зафиксированы «ШУБГАР АЙГЫР»(пегий жребец). В Младшем жузе есть род «КЫЗЫЛКУРТ»(красный червь). Род Адай имеет главную тамгу в виде птичьей лапки, хотя трактуется как стрела. Любопытно, что некоторые народные объяснения происхождения названий родов и племен пытаются соответствовать новым реалиям. Так, тамга рода Ошакты названа «ТУМАР»(оберег треугольной формы), хотя и нет никакой вроде бы связи между названием и очертанием знака. Оказывается, треугольник обозначает забытую казахами архаическую форму очага - отсюда Ошакты. Несущий каркас системы казахских тамг довольно прост, и поэтому легко прочитываются взаимосвязи родов, входящих в казахский народ. Так, в Старшем жузе преобладает тамги с кругом, в Среднем жузе: картина черточек и разного рода и углов также встречаются тамги с кругами. В Младшем жузе мы наблюдаем самое большое разнообразие тамг, которое свидетельствует об сложном родоплеменном составе. С глубокой древности одним из значений круга является солнце и др. планеты. Этот знак обозначал небо, круг вечного движения, очаг как символ дома. Словом, все простые знаки всегда имеют по нескольку смыслов, а значение этих знаков зависело от контекста их применения. Весьма плодотворным может оказатся сопоставление тамг двух крупнейших родов Старшего жуза - Дулатов и Уйсуней. Тамга Дулатов - круг, а тамга Уйсуней  -  три волнистые линии, текущая вода. Не следует ли видеть в этом древнейшее разделение разделение общества на две группы, внутри которой были запрещены браки, одна из которых - небесная - обозначена солнцем, а другая, обозначена водой, имеет знаком тюркский образ Земли - Ер-Сув. Значение квадрата также не вызывает особых сомнений. Древний символ четырехугольной земли кажется определяющим в этом знаке. Но народная традиция часто действует по известной формуле не называть или не упоминать всуе священные символы. Так, вместо слова КУН при упоминании своей тамги Дулаты говорят - ДОНГЕЛЕК(круг), хотя поэтическая традиция , употребляющая высокий стиль, знает выражение КУН ТАМБАЛЫ ДУЛАТ. Также распространен во всем мире знак вертикальной черты. Этот очень старый по происхождению знак в древневосточной и средневековой культуре символизировал мировое дерево. Тема мирового дерева, известная с степной культуре с эпохи бронзы, была универсальным знаком древности. Он символизирует вертикальную структуру мира. Кроме этого вертикальный столб был символом плодородия. Роль универсального символа в казахской материальной культуре исполнял шест или подпорка - БАГАНА, один из ключевых элементов юрты.  Суровая необходимость защищать свои стада делала номадов народом-воином. Поэтому знак черты прочитывался ещё как копьё. Даже трактовка этого знака как посоха пастуха не снижает его сакрального смысла. Вспомним, что пастуший посох и бич были символами власти в древности вплоть до египетских фараонов. Поэтому рядом с вертикальной чертой присутствует S-образный знак, большинство казахов называемый «шылбыр» - повод лошади. Такие знаки есть у КАНЛЫ и ЫСТЫ - в Старшем жузе, а также иногда встречаются в Среднем и Младших жузах. Канлы называют прямую наклонную черту «Косеу»(кочерга). Не отвечает ли это связи с очагом, костром, ведь Ысты являются родственниками Ошакты. Смысл тамги аргынов ещё не раскрыт. Они называют его «коз» - глаз, однако не вызывает сомнений связь Аргынов со Старшим Жузом, не случайно Аргыны называют себя «Карлыкты аргын», что означает, вероятнее всего, «аргыны связанные с карлуками» или « аргыны со снежных гор». Подразделение Среднего жуза Кереи в качествеглавных знаков имеет прямой и косой кресты. Название тамги - Ашамай(седло верблюда). Это распространенное название тамги, встречающейся в Младшем жузе. Есть надежные письменные данные о том, что в начале 11 века Кераиты(Кереи) приняли христианство, а в 12 вв. его приняли и Найманы. Крест - знак пресвитера Ионна- Кереи наносили себе на лоб. Кипчаки могущественное в средние века племя, вошедшее в состав Среднего жуза. Их тамга - это две вертикальные палочки, их называют»КОС АЛИП». Смысл тамги - древнее сокральное значение.   Однообразны тамги Коныратов в виде буквы «П», и называется «Босага» - «дверь юрты». У Найманов - большого родоплеменного подразделения Старшего жуза - богатая событиями жизнь отразилась в обилии родовых знаков.Зафиксировано свыше 20 вариантов и модификаций. Многие Найманы считают главной тамгой V. Наряду с этой тамгой у найманов есть ещё и «Ергенек». Начиная с 50-х гг. 13 века на территории Казахстана появляется символ «Таоак» (гребенка). Гребенка - символ конюшего. Роль его была очень велика. Символ Тарак был достоин стать тамгой для родов Жалаир, Таракты, Табын. Такие роды назывались НОКТА АГАСЫ, то есть старшие по части выводить ханских коней и, соответственно, старшие по положению в жузе вслед за чингизидами и старшими родами. Эти рода были близки к роду Торе. В Младшем жузе есть род под названием Жагалбайлы с тамгой, имеющей варианты «Т». Сами жагалбайлинцы называют ее «БАЛГА, АЙБАЛТА, БАГАНА», смысл названия рода обозначает как «имеющий кобчик». Слово «Загалмай» с глубокой древности было известно многим тюркоязычным народам. Это еще один пример тотемной птицы. Шомекей и Каракесек - это подразделения рода Алим Улы, Младшего жуза. Смысл тамги этих родов до сих пор неясен. Ученые считают, что это как то связано с «колесницами».
Реалии, которые брались за основу родовых знаков, являлись собой значимые для жизни вещи. Напаример: небесные светила(у Шапрашты-луна, у Албанов-солнце), явления природы(У КАНЛЫ - молния), оружие, символ власти, предметы обихода и т.д. Не случайно эти знаки не только внесли свою организующую роль, но и становились объектами возвышенной поэтической символизации.  
www.kan1y.narod.ru
Hosted by uCoz