"Отрар"
Отрар
Отрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Интересен тот факт, что Фараб является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля - Абу Наср ал-Фараби.
 
В 1219-1220 годах город штурмовали монгольские отряды Чингис-хана, в 1405 г. здесь умер великий завоеватель Тимур. Географическое положение оазиса совпадает с территорией современного Отрарского района Южно-Казахстанской области. С запада оазис ограничен Кызылкумами, занимающими пространство между двух великих среднеазиатских рек - Сырдарьи и Амударьи. Часть правобережья Сырдарьи, входящая в оазис, - плоская или слегка холмистая степь с бедной однообразной флорой. Она заканчивается у горного хребта Каратау, из ущелий которого вытекают Бугунь, Боролдай, Чаян, Арыстанды и другие речки. Отрарский оазис всегда занимал в Южном Казахстане удобное стратегическое положение. Через Отрар проходил Великий Шелковый путь, поэтому город упоминают почти все средневековые арабо- и персоязычные авторы.
 
Отрар был на стыке различных географических ландшафтов, буквально в узле многих дорог, в том числе тех, что шли по Сырдарье на юг в Шаш, Согд и далее к Мерву, Нишапуру, Рею, на север и запад через Хорезм в Приаралье, Повольжье, Причерноморье и на Кавказ. Трудно найти в Средней Азии более выгодное и более опасное положение.
 
Тысячелетия, наполненные завоевательными войнами, сделали свое дело: сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. Человек, впервые попавший сюда, невольно останавливается, потрясенный видом застывших развалин городов и селений, замков и сторожевых башен. Высохшие поля пересекают глубокие магистральные каналы, растрескавшиеся от жары, русла которых вот уже сотни лет не получали ни капли воды. Этот своеобразный музей под открытым небом "говорит" нам о жизни наших далеких предков. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969 г. Раскапывались городища Отрар, Куйруктобе, Кок-Мардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. На Отраре вскрывались городские кварталы XVI-XVIII вв., XIV-XV и XI-XII вв; квартал гончаров XIII-XIV BB; баня XIII-XV вв; кирпичеобжигательная мастерская XIII-XIV в.; мечеть и дворец конца XIV-XV вв.
 
Интереснейшим сооружением Отрара конца XIV - начала XV вв. является соборная мечеть. Ее постройка связана с именем Тимура, по приказу которого были воздвигнуты на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба в Отрарском оазисе. Такой крупный архитектурный ансамбль, каким является комплекс мечети в Отраре, вскрыт в средневековом городе Казахстана впервые.
 
Согласно историку Шараф ад-дину Иезди, "отправившись от берегов Сейхуна, Тимур остановился в среду 12 раджаба в Отрарском дворце Бердибека; все царевичи, эмиры и близкие из придворных заняли каждый отдельную комнату". Дворец правителя пока еще не раскопан, это дело будущего, но известно, что в нем был зал приемов - "куриншихана". О нем можно судить из следующих строк того же историка: "В это время прибыл к Тимуру от Тохтамыша, который уже давно скитался бесприютным бродягой в степях Дешти Кыпчака. В тот же день Тимур торжественно вошел в приемный зал и уселся на высоком троне".
 
На Отраре в 2001-2004 гг. осуществлялся международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей и должен стать своеобразными казахстанскими Помпеями.
 
Городище датируется периодом от первых веков нашей эры  до XVIII века.
 
Расположено в Кызылкумском районе Южно-Казахстанской области в 8 км западнее железнодорожной станции Тимур, неподалеку от впадения реки Арысь в Сырдарью.
 
Городище представляет собой остатки известного средневекового города Отрар, который упоминается почти во всех географических и исторических сочинениях средневековых городов Семиречья и в реестре городов Испиджаба.
 
План городища характерен для большинства средневековых памятников Казахстана и Средней Азии. Цитадель и шахристан представляют собой пятиугольный в плане бугор высотой 18 м. Площадь бугра 20 га, размеры сторон: южной – 380 м, юго-западной – 145 м, западной – 400 м, восточной – 350 м. По периметру бугор окружен стеной, которая и сейчас сохранила крутизну 70-80 градусов
 
На стене имелись башни. За стеной виден ров в виде лощины шириной 10-15 м. В город вели три въезда. Топография Отрара сложилась в основных чертах в период позднего средневековья (XV-XVIII вв.), поэтому цитадель в настоящее время не выделяется и ее можно выделить лишь предположительно. Цитадель находится в центре бугра и имеет треугольную форму со сторонами 220х220х230. К холму, занятому цитаделью и шахристаном, примыкает территория укрепленного рабада, площадью 150 га. Стены вокруг рабада сохранились лишь на отдельных участках.
 
Раскопки слоев Отрара VII-VIII вв. свидетельствуют о том, что это был уже сложившийся город. Обнаружены остатки строительных конструкций из сырцового кирпича, собрана коллекция посуды, для которой характерны узкогорлые кувшины со сливами, светильники на столбообразных ножках, монеты местного чекана.
 
Период IX-XII  вв. был временем подъема городской жизни на юге Казахстана. Возникают новые города, развиваются старые. Отрар в это время занимал территорию в 200 га. Территория города была тесно застроена домами, группировавшимися в кварталы-блоки. В IX-XII вв. в городской застройке появляются такие общественные сооружения как бани. В Отраре исследованы две бани на территории рабада.
 
Собрана коллекция керамики IX-XII вв. Интересны материалы гончарных печей, также найденных на рабаде. Собраны богатые коллекции стеклянных изделий – обломков графинов, чаш, бокалов, флаконов. Много ювелирных изделий. Это бусы из граната, сердолика, стекла, перстни, браслеты из бронзы. Расцвет города был прерван монгольским нашествием. К середине XIII в. Отрар вновь превращается в крупный торговый центр. Отрар известен как центр чеканки монет, имеющих хождение в Центральной Азии.
 
Во второй половине XIV в. Южный Казахстан вошел в державу Тимура. Тимур умер в одном из дворцов Отрара. В Отраре с именем Тимура связывается постройка мавзолея над могилой учителя Ахмеда Ясави – Арыстанбаба. Он не сохранился. В настоящее время в 3 км западнее Отрара возвышается мавзолей, который был построен в начале XX в. на месте старой постройки. К периоду Тимура относится и раскопанная мечеть Отрара.
 
Представление о городской застройке, характере городского квартала, общественных сооружений, о формировании новых типов жилища известно по широким раскопкам Отрара. Один из кварталов XIII-XIV вв. был раскопан на площади в 2300 кв. м. Он объединял 12 отдельных домовладений площадью от 30-40 до 250 кв. м. Планировка XIII-XIV вв. мало напоминала планировку XI-XII  вв., зато квартал XV в. фактически повторял планировку XIII-XIV вв.
 
Гончарная слобода Отрара занимала площадь около 2 га.
 
Керамика  XIII-XIV  вв. претерпевает значительные изменения. Вся керамика изготовлена на гончарном круге из плотного серого, желтого, красноватого в изломе теста, снаружи покрыта светлым ангобом.
 
О жизни города XVI-XVIII  вв. дают представление два строительных горизонта. Нижний датируется XVI - началом XVII вв., верхний – концом XVII-XVIII вв. Городская планировка, направление улиц, границы кварталов на протяжении трех столетий не менялись. Планировка жилищ также традиционна. Изучение кварталов Отрара позволило определить численность городского населения. Было установлено, что в Отраре в XVI-XVII вв. проживало 5-7 тыс. человек. В ходе раскопок позднесредневекового Отрара собрано много керамики, изделий из металла, монет и украшений. Коллекции находок хранятся во многих музеях Республики Казахстан.
Hosted by uCoz