"Ходжа Ахмет Ясави"
Ахмет Ясави родился в городе Сайрам (Испиджаб) в 1103 году. Его отец Ибрахим был очень умным человеком, прекрасно осознававшим важность слова. Его мать звали Карашаш. С детства оставшись сиротой, Ахмет Ясави, переживший множество лишений, был воспитан родственниками, переселившись в городок Яссы, от которого он и получил приставку к своему имени.
Свои начальные знания он получает от знаменитого Арыстанбаба, проживавшего в 50 километрах от Туркестана, в местечке Отрар. Кроме родного языка он выучил арабский и персидский. После смерти Арстанбаба, Ахмет Ясави продолжил свое образование в Бухаре под руководством суфия Юсуфа Хамадани.
Когда Юсуф Хамадани скончался в 1140 году, А.Ясави лично возглавил школу, однако по прошествии некоторого времени оставил ее и перебрался в родные места, где не смотря на свое бедное существование, проповедовал идеи суфизма. Среди канлы, кипчаков, коныратов и других тюркских племен, расселившихся по среднему и нижнему течению Сырдарьи, ислам только-только начал распространяться. И Ахмета Ясави, которого в народе стали считать духовным лидером новой религии, стали называть “Святой отец”.
Отличием А.Ясави от других восточных авторов, проповедовавших ислам, стало то, что Ясави писал и проповедовал свои идеи на тюркском языке, который был наиболее доступным для народа. В своих работах он постоянно использовал кыпчакские пословицы, поговорки и другие выражения.
Дошедшее до наших дней произведение АЯсави “Дивани Хикмат” (Книга Мудрости) является сборником стихов, которые высоко оцениваются и изучаются не только среди тюркских народов, но и во всем мире. 19 веке сборник был издан несколько раз в таких городах, как Стамбул, Казань и Ташкент.
Основой произведения является жизнеописание самого Ахмета Ясави, но основная мысль – это непостоянство всего сущего и невозможность унести какие-либо материальные ценности этого мира в другой. Осуждая алчность и стремление к власти сильных мира сего, он призывал к аскетизму и развитию духовного мира человека. Последователи А.Ясави – Сулейман Бакыргани, Аллаяр, Ахсани и т.д. – тоже стали проповедниками суфизма, продолжая дело своего учителя. Среди народа распространилось очень много крылатых выражений и высказываний А.Ясави. Кроме того, в его “Книге Мудрости” можно найти очень много фактов, касающихся культуры, литературы, истории и этнографии казахского народа. Гробница, возведенная на месте его захоронения, превратилась в крупный архитектурный комплекс, ставший народным достоянием. Последствии сюда же были перенесены и захоронены останки таких великих деятелей казахского народа, как Есим хан, хан Джихангир, Тауке хан, Аблай хан и некоторых видных биев. В настоящий момент архитектурный комплекс, олицетворяющий все великолепие средневекового зодчества Востока, является великим наследием не только для тюркского мира, но и для мусульман всего мира.
 
                                                               по материалам www.turkistan.kz
 
 
Проповедником, сочетавшим в своей духовной философии две религии: древнее тенгрианство и новую для того времени веру - ислам, был Ходжа Ахмед Ясави, живший во второй половине XII столетия. Поэт родился в 437 году хиджры (1041 год).
В народной памяти Ходжа Ахмед остался как человек, принесший в степь свет ислама, человек очень праведной жизни и необычайно мудрый. После смерти его могила стала местом поклонения мусульман-тюрков, и сложившийся культ Ходжи Ахмеда еще более усилил роль региона в жизни степи, равно как и всего тюркского мира. Ясы - Туркестан стал второй Меккой.
При жизни Ходжа Ахмед Ясави пользовался огромной популярностью среди простых людей, которым были близки его идеалы философа-дервиша, ведь он призывал людей быть добрыми, учил презирать стяжательство и алчность, призывал к любви к Всевышнему, как к высшей совести. Стихи поэта, собранные в рукописной книге «Хикмат», пользовались в степи огромной популярностью, их заучивали наизусть и распевали за пределами Дешти-Кыпчака.
«Книга Откровений» - «Дивани Хикмат» проповедует ислам, раскрывает суть и смысл этой религии.
Во второй половине XI века в Исфиджабе (Сайраме) жил суфийский шейх по имени Ибрагим, сын Махмуда, сына Ифтиха-ра. В его семье и родился будущий «шейх шейхов» Туркестана Ахмед Ясави. Его отец происходил из местных тюрок (возможно, потомков племени тюргешей). Однако существует и легендарная родословная шейха Ибрагима, в соответствии с которой он являлся в 9-м колене потомком святого Исхак-Баба, а в пятнадцатом - халифа Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, великого деятеля раннего ислама, которого почитали как сунниты, так и шииты. Благочестивые приверженцы братства Ясави считали Ходжу Ахмеда и его отца происходящими из рода Пророка.
Отец Ахмета умер, когда мальчику было всего семь лет. Вскоре умерла и его мать Айша, дочь шейха Мусы, прозванная людьми за красоту Карашаш Ана. Мавзолеи над их могилами сохранились в Шымкенте (Сайраме) до сего времени.
В детстве мальчику являлись божественные знамения, тайные голоса, и он проявлял чудесные способности, не свойственные его возрасту.
Город Ясы известен был с древнейших времен под именем Шавгар как легендарная столица Огузхана. В годы жизни Ходжи Ахмеда Ясы - Туркестан находился под властью Караханидов. В Ясы существовала своя суфийская традиция, которую представлял шейх Арслан-Баба. Еще в раннем детстве вдумчивый и впечатлительный Ахмед обратил на себя внимание шейха, который занялся его воспитанием. Арслан-Баба передал Ахмеду свой талисман - финик, который будто бы перешел к шейху по наследству от самого Мухаммеда, о чем неоднократно упоминается в стихах Ясави. Иногда, правда, утверждается, что Ахмед получил чудесным образом финик от Мухаммеда еще до встречи с шейхом. Вот что пишет в одном из стихотворений о своем детстве Ахмед:
В один год аруахи дали мне часть своей силы,
В два года явились пророки и узрели меня,
В три года пришли «сорок первых шейхов» и справились обо мне,
В четыре года Истинный Избранник (Мухаммед) прислал мне финик,
В пять лет я, опоясавшись, принял послушание,
Не достигнув еще и шести лет, я удалился от людей,
В семь лет (меня) отыскал старец Арелан.
Ахмед Ясави учился у шейха Арслан-Баба почти 16 лет. Когда Ахмеду исполнилось 23 года, его учитель умер. Его похоронили в городе Отраре. В 27 лет Ахмед отправился в Бухару - крупный центр науки и культуры Средней Азии. В многочисленных медресе Бухары обучались тысячи воспитанников, прибывших со всех концов Туркестана и Мавераннахра. Ахмед поступил в обучение к известному суфийскому шейху Юсуфу Хамадани, жившему в то время в Бухаре.
В конце жизни Ахмед Ясави привлек к себе множество мюридов, был окружен славой и почетом. Целью Ахмеда Ясави было «при жизни умереть», удостоиться непрерывного обще ния с творцом. В хикматах об этом говорится неоднократно: «Вот поэтому я вошел в келью под землей в 63 года...», «В понедельник на рассвете я вошел в землю». Сорок дней в непрерывном посте и молитвах провел Ходжа Ахмед в своем подземелье. В память об этом его уединении приверженцы его тариката совершали в зимнее время зийарат или чиле — поклонение могиле шейха.
Оставшуюся часть жизни шейх Ахмед Ясави провел в своей келье-пещере, не выходя на дневной свет, продолжал руководить мюридами. По преданию, когда он молился, его келья чудесным образом вмещала в себя до 99 000 мюридов, произносивших как один человек: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его!»
Умер Ясави глубоким старцем в 1166 году. Он был похоронен со всеми почестями как святой в сооруженном для него небольшом мавзолее недалеко от места его уединения. Мавзолей его впоследствии стал местом паломничества и поклонения мусульман.
Он оставил после себя двух дочерей - Джемальханым и Гаухар-Хуштадж. Единственный сын Ибрагим умер еще при жизни отца.
Туркестан - древняя столица казахского народа. Казахи не были особенно набожными, но обычай побывать у стен священного Туркестана и поклониться праху Ходжи Ахмеда стремился соблюсти каждый. Поэтому казахи говорят: «В Мекке-Медине - Мухаммед, в Туркестане - Ходжа Ахмед». «Если два раза съездишь в Туркестан к Ходже Ахмеду - это равно совершению хаджа в Мекку». Все знаменитые казахские деятели: ханы, бии, султаны, батыры были похоронены у стен мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Внутри мавзолея есть знаменитый тайказан - большой котел, в десять петель которого вдеты 10 знамен. Это символ объединения десяти основных племен, составивших основу казахского народа. Котел считается святым предметом у кочевников и показывает вечное единство десяти племен. У казахов есть выражение: «десятизнаменный алаш». Алаш - военный клич казахов против врага, святое слово. Когда звучал призыв «Алаш!», вздрагивала вся казахская степь, и казахи седлали коней.
 
                                                                                                                      
материл взят с  www.ertegi.ru
Hosted by uCoz