"история вкратце часть 2"
РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА (VI-IX ВВ.)
Тюркский каганат (553-603 гг.)
 
На территории от Алтая до Каспийского моря возникло одно из первых феодальных государств - Тюркский каганат. Население составляли тюркокоязычные племена теле (общее название тюркских племен), в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны. Судя по китайским летописям, от «теле» произошло название «тюрк». Первое упоминание этнонима «тюрк» - в 542 г. в китайских источниках. Основатель тюркского каганата - Бумыньчсаган. Тюрки зависели от Жужанского каганата и платили дань железом. Заключив союз с китайцами, в 552 году Бумынь разгромил жужаней (авар). Бумыню был присвоен титул «елхан» — «всенародный хан». При тюркском кагане Мукане в 553 году жужани потерпели сокрушительное поражение, тюрки стал единоличными властителями восточной части Великой степи. Правители Северного Китая платили дань кагану Мукану, ежегодно 100 тюков шелковой ткани. Это свидетельствует о политическое влиянии Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы. Покорив соседние племена на востоке, тюрки начали завоевательные походы на запад. Младший брат Бумыня Иштеми возглавил поход 10 тюркских туменов на запад Великой степи, покорил согдийцев. К 555 году тюрки захватили земли до Аральского моря. Только эфталиты в Средней Азии оказали упорное сопротивление, они были покорены лишь в 563-567 годах. В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Тюркский каганат достиг господства во второй половине VI века на огромной территории Азиатского континента и стал в ряд таких государств, как Китай, Иран и Византия. В 568 г. Тюркский каганат и Византия заключили союз против Ирана (Персии). Основным видом хозяйства было полукочевое и кочевое скотоводство. историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются сведения о городские поселениях. В Жетысу и Южном Казахстане найдены остатки постоянных жилищ. Особенно много зимовок - кентов обнаружено близ города Тараз. Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII веках тела умерших сжигали, что связано с культом огня, с VIII века - хоронили. Византийского посла Земарха, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что доказывает культ огня. Тюркский каганат не был централизованным государством. Борьба за власть и восстания покоренных народов ослабляли его. В 581 году начались междоусобные войны, Китай совершал походы против тюрков. Тюркский каганат распался на отдельные улусы владения. В 603 году он разделился на две части - Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты.
 
Западнотюркский каганат (603-704 гг.)
 
Западнотюркский каганат занимал территорию от рек Или и Чу на юго-востоке до Волги на северо-западе, от Иртыша до Амударьи. Столицей каганата и зимней ставкой кагана был город Суяб на реке Чу, летней ставкой - Мынбулак в Жамбылской области. Этнопо логический костяк каганата составляли «десять племен» - «он ок будун». состав «десяти племен» входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки. Первым правителем был Тардуш (Даго). Он напал на племена теле на Алтае подчинил их себе, объявив себя каганом и Восточнотюркского каганата Политическое господство Западнотюркского каганата особенно усилилось в период правления кагане Шегу (610-618 гг.) и Тона (618-630 гг.). Шегу расширил границы каганата на востоке до Алтая, на западе - до Памира. Тон реформировал систему правления, назначал из числа местных жителей сборщиков налогов в должности «селиф». Каган Тон важную роль во внешней политике отводил отношениям с Ираном и Византией. При столкновений между ними каган принимал сторону Византии. В 627 году он направил свои войска в Византию. Такая помощь являлась свидетельством могущества и высокого международного авторитета Западнотюркского каганата. В 630 году племена каганата начали борьбу за господствующее положение. В 634 году при поддержке племени нушеби к власти пришел Ешбар Елтерис и был провозглашен каганом. Он ввел систему управления государством «десять племен» - «он ок будун». В каждом владении имелось десять туменов (10 тысяч воинов). Слово «будун» означает «страна, народ». В Илийской и Чуйской долинах борьба за власть между племенами дулу и нушеби длилась с 640 по 657 гг. Воспользовавшись ослаблением каганата, в 659 году китайские войска вторглись в Семиречье. Каган Ешбар погиб, каганат потерял независимость. Лишь в конце VII - начале VIII веков вождь тюргешей Ушлик совершил удачные походы против Танской империи. Эти победы закрепили господствующую роль тюргешей. В результате войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии. Во время правления Кутлука Елтериса и Капагана каганат превратился в сильное государство. Восточнотюркский каганат (682-744 гг.) подчинил территории Казахстана, Центральной Азии, Восточного Туркестана и Южной Сибири. Бильге-каган и Культегин укрепили государство, заключили с соседями важные мирные договоры. Советник Культегина, военачальник Тоньюкок в своих «вечных» каменных письменах восславлял воинскую доблесть тюрков, подвиги Бильге-кагана и Культегина. После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата. В 744 году образовался Уйгурский каганат (744-840 гг.). Система правления носила патриархально-феодальный характер. Верховная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Знать из рода кагана носила титулы ябгу, шад, елтебер. А судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана на местах являлись беки. Простых общинников-скотоводов называли кара будун - чернь. Повинность «кровного долга» - обязательная военная служба. Покоренные племена платили дань продуктами питания и пушниной. Подчиненное, вассальное оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками называли таты. Существовали рабы из числа военнопленных. Главным видом хозяйства было скотоводство. На юге Казахстана бурно развивались города Испиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык. Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы - древняя восточно-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. В начале VII века тюрки массою стали переходить к оседлости. Росту городов способствовали отношения с Ираном и Византией. В Жетысу вдоль Великого Шелкового пути тюрки были вовлечены в международную торговлю. Китайский путешественник, монах Сюань Цзянь свидетельствует, что в начале VII века в ставке кагана представители знати носили одежды из шелка.
 
Тюргешский каганат (704-756 гг.)
 
В 704 году племена тюргешей создали свое государство - Тюргешский каганат. Основная территория каганата - Жетысу. Административным центром был город Суяб. Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. С VI века тюргеши населяли Чу-Илийское междуречье. Основатель тюргешской династии Ушлик-кагш разделил племена на две орды. Ставка Большой орды находилась в Суябе, а ставка Малой орды - в городе Кунгит на берегу реки Или. Тюргеши делились на желтых (сары) и черных (кара), велась постоянная борьба за власть. Каганат был разделен на 20 владений, каждое из которых выставляло 7000 воинов. После смерти Угилыка в 706 году в борьбе за власть с восточнотюркским каганом. Капаганом к власти пришел каган Сулу (715-738 гг.). каганат стал усиливаться, в междоусобной борьбе победу одержали черные тюргеши. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз). Кагану Сулу пришлось вести борьбу на трех направлениях. На западе - арабы, с востока-Китай, и Восточнотюркскии каганат. Сулу в 717 году посетил Тайскую империю, женил своего сына на дочери восточно-тюркского кагана Бильге, а сам женился на дочери тибетского царя. Вместе с племенами карлуков в 737 году каган одержал в Тохаристане крупную победу над арабами. Кагана Сулу арабы называли «бодающимся», или «рогатым», почти во всех сражениях он принимал участие и часто одерживал победу. Полководец Кули Шор в 720-721 годах изгнал арабов с территории Согдианы. После гибели Сулу каганом стал его сын Тукарсан Kyrmuap. Из-за двадцатилетней борьбы между желтыми и черными тюргешами каганат ослаб В 748 году китайцы захватили город Суяб и Шаш (Ташкент). Сын эмира Шаша запросил помощи у арабов. В 751 году у города Атлах близ Тараза карлукско-арабские войска нанесли поражение китайскому войску. В 749-753 годах тюргешский тархан Жыпыр захватил власть, междоусобная борьба усилилась. Вожди карлукских племен в 756 году свергли тюргешского кагана и захватили власть. Хозяйство тюргешей было основано на кочевом и полукочевом скотоводству. Пастбищными лугами и водными источниками владели представители знати. Заметно развитие получила торговля, через земли каганата проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Тюргешские монеты чеканились в 704-766 годах в Таразе. Массовое переселение согдийцев в Жетысу произошло в VI-VIII веках. Ученый востоковед В.В.Бартольд основной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю. С вторжением арабов переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось. Согдийцы - это ираноязычная народность Средней Азии и Южного Казахстана. В V-VII веках согдийцы попали под власть Тюркского каганата Китайский путешественник Сюань Цзянь. посетивший в начале VII века Жетысу, писал, что половина жителей Согда занимается земледелием, другая - торговлей. Переселение согдийцев оставило заметны след в истории развития земледельческой и городской культуры Жетысу.
 
Карлукский каганат (756-940 гг.)
 
Сведения о кар луках встречаются в письменных памятниках V века нашей эры. А китайской хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что карлуки - одно из тюркоязычных племен, в состав которого входят племена булак, жикил (чигиль) и шашлык. Арабо-персидские источники называют карлуков древними тюрками. Тюркский историк аль-Марвази (XII в.) насчитывает в составе карлукского племенного союза 9 племен. Основные места расселения карлуков - предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Письмена Культегина свидетельствуют о вхождении карлуков в состав Восточнотюркского каганата. Одной из причин переселения в Жетысу явилось поражение от Уйгурского каганата. Вожди карлуков воспользовались упадком Тюргешского каганата и в 756 году создали свое государство. Столицей был город Суяб. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию. расширив свои границы на восток. В начале IX века карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата Борьба длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе кыргызами в 840 году нанесли поражение Уйгурскому каганату. После победы Бильге Кул Кадыр-хан - правитель города Испиджаб - объявил себя каганом. С целью распространения ислама династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб и Тараз, где была построена мечеть. Каган Огулшак временно перебрался в Кашгар. Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй столице - городе Баласагун. Руководили борьбой с Саманидами сыновья кагана Бильге Кул Кадыр-хана - Базар Арслан и Огулшак. Сопротивление карлуков арабам продолжалось около двух веков. Воспользовавшись тяжелым положением в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Через два года город захватил сын Арслан-хана Сагпук Богра-хан. В периоды правления этого хана и его сына произошло массовое принятие кар луками ислама Богра-хан является основателем государства Караханидов. Существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался. Неизвестный автор исторического труда «Худуд аль-алам» писал, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар. Арабский автор аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия». Большое влияние на материальную культуру карлуков оказал Великий Шелковый путь, пролегавший через территорию каганата У карлуков широко была распространена традиция устанавливать каменные изваяния - балбалы на могилах предков. Найденные на Орхоне и Енисее, а также на берегах рек Талас и Чу древние тюркские письмена, важнейшими из которых являются «Наставления кагана Бумыня» Иолыг-тегина «Письмена Культегина» и «Тоньюкок», свидетельствуют, что в VIII-IX веках начал распространяться новый вид тюркской письменности - карлукский. А временем появления и начала распространения древней тюркской письменности является V в. до н.э., что подтверждается чашей с надписью из Иссыкского кургана. Письмена Иолыг-тегина и «Тоньюкок» являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.
 
ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (КОНЕЦ IX - НАЧАЛО XI вв.)
 
В среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей был город Янгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи. В VII веке огузские племена входили в состав Тюркского каганата. В середине VIII века развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами, в результате огузы были вытеснены из Семиречья. После создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион. Огузы встретили ожесточенное сопротивление племен канглы и печенегов. Потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены перекочевать на запад. В состав огузов входили индоевропейские и финно-угорские племена, перенявшие тюркскую культуру и язык. Махмуд Кашгари писал, что огузы первоначально состояли из 24 племен,  аль-Марвази упоминает, что количество племен снизилось до 12. Верховных правитель, носивший титул джабгу (ябгу). Власть джабгу передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. В основе избрания джабгу была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим. Джабгу имели своих наследников, носивших титул инал, для их воспитания назначались наставники - атабеки. Жены джабгу принимали участие в управлении государством, носили титул «хатун». Огузское государство опиралось на военную демократию. Важную роль играли начальники - сюбаши. У Джабгу были и советники - коль еркины. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания коль еркины стали созывать совет знати - канкаш. С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (ХШ в.). Огузы делились на три основные группы племен: бой, оба и кок. А они в свою очередь подразделялись на уруги и аймаки. Уруги - родовые и семейные кланы. Джабгу делил свои владения на 12 аймаков. Огузское государство подчинило печенегов между Волгой и Уралом. В 965 году между огузским джабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, разгромлен Хазарский каганат. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами совершил поход против волжских булгар в Поволжье. Во внешней политике огузские правители преследовали две цели: захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье, захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье. Мангистау и Устюрт. Многолетние войны, возрастающие налоги вызывали недовольство огузских племен в период правления хана Али в конце X - начале XI вв. Огузский город Дженд захватил сельджуки. Расцвет Огузского государства начался в период правления Шахмалика. Он в 1041 году завоевал Хорезм. После гибели Шахмалика под Хорезмом, начались распри в борьбе за власть. Огузское государство пало под ударами кыпчаков. В XI веке кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В начале XI века. Огузское государство перестало существовать. Огузы занимались полукочевым и полуоседлым скотоводством. Ибн Хаукаль писал о разведении огузами каракульских овец. Животноводческая продукция использовалась для торговли со Средней Азией и Китаем. Махмуд Кашгари писал о городах Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнак и Сауран в среднем течении Сырдарьи.
 
Кимакский каганат (конец IX - начало XI вв.)
 
По китайским летописям, племена кимаков проживали в начале VII века в севере западной Монголии. С 656 года после падения Западно-тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. По свидетельству Сыма Цяня, среди кимаков жили и кыпчаки. Персидский историк XI века Гардизиписал, что в состав кимакского союза входило семь племен. Среди них наиболее известны и могущественны был кимаки и кыпчаки. Во второй половине VIII -начале IX кимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен: эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков составила объединение кимакских племен. В конце IX века был создан Кимакский каганат, который занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был город Имакия. Второй столицей являлся город Карантия на побережье озера Алаколь. Вся полнота власти находилась в руках кагана. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Наследственный характер носили и титулы представителей знати. Владения всех одиннадцати наместников кимакского кагана передавались по наследству. На две ступени ниже кагана был титул джабгу. Высшие ступени власти - великий каган, малый каган, а также джабгу шад - занимали представители знати. Титулы имак байгу или кимак джабгу носили вожди группы племен. Вождь племени имел титул шал-тутик. За образцовую службу наместники получали от кагана новые земельные уделы. Внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен. Второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать Караханиды. В XI веке набеги участились. Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Кимаки были скотоводами. По сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Ювелирные женские украшения кимаков очень искусно выполнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен, кроме кимаков. У кимаков бытовали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам. В X веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. О наличии у кимаков письменности свидетельствует арабский путешественник Абу Дулаф (X в.). Бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями относятся к IX-X векам.
 
ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХIII вв.)
 
Государство Караханидов (942-1212 гг.)
 
В середине X века в Жетысу и Восточном Туркестане было создано государство Караханидов. Столицей стал город Баласагун. Основатель государства - Сатук Богра-хан. Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителями избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Верховная власть находилась в руках хакана (кагана), передавалась по наследству. Потомки хакана - тегины. Власть осуществлялась по удельному принципу. Советники хакана - везиры. Ставка хакана - орда. Одной из разновидностей землевладения была икта - земельный надел, пожалованный хаканом. Владельцы икты - иктадары - обязаны были собирать налоги и нести военную службу. Земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениям, - вакф. С них налоги не взимались. В оседлых районах основным видом угнетения мелких крестьян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и персидских источниках таких земледельцев именовали музари или барзигары. Другой разновидностью гнета в период государства Караханидов была коммендация. Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что платили налоги. В 955 году к власти пришел сын Сатука Богра-хана Муса. С целью укрепления власти в 960 году он объявил ислам государственной религией. Столицей стал город Кашгар. Второй сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул хакана перешел к Али Арагону. У потомков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно переходила из рук в руки. Хасан Богра-хан захватил Испиджаб, Бухару и Самарканд. Насыр ибн Али в 999 году подчинил столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, Караханиды полностью захватили Мавераннахр. Государство Караханидов состояло из Восточного и Западного ханств. Восточное включало Жетысу и Восточный Туркестан, столицей был город Орда близ Баласагуна, а позднее - Кашгар. К Западному ханству относился Мавераннахр, столицей был Узгенд, а затем Самарканд. Восточное ханство считалось основной частью государства Караханидов. Поэтому его хан считался великим хаканом. Борьба за власть между правителями двух владений все более ослабляла государство. Сельджукский султан Малик-шах в 1089 году захватил столицу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Он не вмешивался в систему управления государством Караханидов, назначая ханами тех, кто беспрекословно выполнял его указания. В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В Катуанской степи близ Самарканда они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Каракитаи захватили Бухару вместе с центральной частью Мавераннахра Каракитаи также не внесли каких-либо изменений в систему управления государством Караханидов. Но они назначали ханами преданных им людей и власть осуществляли через них. Государство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Усилившееся государство Хорезм нанесло удар по каракитаям и в 1212 году хорезмский шах Мухаммед захватил западную часть государства Караханидов. Тем временем Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук. Занимались скотоводством и земледелием. Юсуф Баласагуни писал, что основной вид хозяйства - коневодство. В период государства Караханидов за счет обедневших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры - стали возводиться купольные мечети. Среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи-Хатун. Особенностью государства Караханидов было строительство в городах множества бань.
 
Каракитаи (1125-1212 гг.)
По китайским источникам, каракитаи - это потомки киданей, живших в Центральной Азии. Перемещавшаяся на запад с IV века их часть в мусульманских источниках называлась каракитаями.
В 924 году племена киданей создали государство Ляо, занимавшее территорию от Тихого океана до Алтая, в 1125 году оно пало и предводитель киданей Елюй Даши вторгся в Жетысу. Воспользовавшись упадком государства Караханидов, в 1125 году Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от него он основал свою ставку - Гуз орду.
Каракитаи не вмешивались в систему управления государством Караханидов и оставили систему хаканского правления в прежнем виде. Было сохранено и наследование власти.
Правитель каракитаев носил титул гурхан. Правом наследования обладали не только мужчины, но и женщины из ханского рода.
Для усиления своей власти Елюй Даши командование войсками передал в местное управление. Если племена жили в пограничных районах, то им вменялось в обязанность защищать эти границы.
В качестве налога каракитаи с каждого дома собирали по одному динару. Местные жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители крупных городов ежегодно платили гурхану земельный налог -харадж. Каракитаи со второй половины ХII века перешли к открытому грабежу, стали нападать на мирные поселения, отнимая скот и имущество.
Каракитаи Жетысу пытались захватить среднеазиатские владения Караханидов. В 1137 году разгромили Караханидов под Ходжентом, в 1141 году в Катаунской степи близ Самарканда Затем вторглись в Бухару, захватили всю центральную часть Мавераннахра Караханиды стали их вассалами и вынуждены были платить дань. Каракитаи захватили Хорезм, шах Хорезма платил ежегодно 3000 золотых динаров.
В 1208 году каракитаи были разгромлены на востоке найманами. В 1210 году шах Хорезма также напал на каракитаев. В 1212 году государство каракитаев пало, их земли владениями найманов во главе с ханом Кучлуком.
 
Кыпчакское ханство (первая половина XI - начало ХШ вв.)
 
Территория Кимакского каганата в XI веке полностью вошла в состав Кипчакского ханства Это были земли от Иртыша до Волги. Земли между Алтаем и Волгой называли Кыпчакской степью (Дешт-и-Кыпчак).
Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII-VIII веках. Он состоял из двух групп племен. Западное объединение 11 племен, восточное объединение 16 племен. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельборили» ("народ волков" Выходцами з этого племени были кыпчакские ханы.
Племена, входившие в этнический состав кыпчаков. находились на этапе сложения кыпчакской народности. У этих племен были схожими язык, верования, общественный строй и способы ведения хозяйства Но монгольское нашествие помешало развитию этого процесса и образование единой народности было заторможено до XV века.
Ханская власть передавалась от отца к сыну по наследству. Ханская ставка носила название орда Система управления войском состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильного правого крыла находилась на берегу реки Урал на месте города Сарай, а ставка левого крыла - в присырдарьинском городе Сыгнак.
К господствующему сословию относились ханы,, тарханы, баскаки, беки, баи, вожди родов. К беднякам причислялись жатаки, занимавшиеся земледелием. Рабами станови-лись должники и попавшие в плен. Махмуд Кашгари называл рабов «яланкугами».
С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу, властвовали кыпчаки Кыпчаки стремились к захвату южных городов Казахстана и Средней Азии и южных степных районов Руси, но преградой являлись огузы. В конце X - начале XI веков Огузское ханство переживало упадок. Воспользовавшись восстанием, сельджуки захватили Дженд. Кыпчаки вторглись в Огузское ханство и расширили свои границы до Волги. Затем они завоевали южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона.
В русских исторических источниках кыпчаков называли «половцы», а венгры называли «команы».
Кыпчакские ханы вели борьбу со среднеазиатским государством Хорезм. Хорезмиицы использовали их внутренние противоречия и междоусобицы, одаривали подарками представителей знати кыпчаков, распространяли ислам среди кыпчаков.
В начале ХIII века между шахом Хорезма Мухаммедом и Кыпчакским ханством произошло несколько сражений за присырдарьинские города Из-за отсутствия единства кыпчаки потерпели поражение. Однако города Отрар и Сыгнак, а также регион Араль-ского моря долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство окончательно прекратилось только после завоевания их монголами.
Кыпчаки составили основу этнического состава казахского народа.
Кыпчаки преимущественно занимались скотоводством. Показателем обеспеченности считалось количество лошадей. В середине XIII века европейские путешественники Плано Карпини и Вильгельм Рубрук упоминали о колесных повозках, в которые запрягались 10 быков. Еврейский путешественник XII века Петахья писал, что «хлеба не едят, а только рис и просо».
 
                                                                                                                                                                                                                                                                      источник www.kaz-ekzams.ru
 
 
Hosted by uCoz