"К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАЗАХСКОГО ЭТНОСА".
Урало-казахстанские и южнорусские степи, в сочинениях персидских авторов назывались Мафвзат ал-гузз и Дашт-и-Хазар, с середины XI в. получают название Дашт-и Кыпчак. В XIV в. термин «Дашт-и Кыпчак» полностью утратил этническое содержание, превратившись в территориально-государственное определение. Формирование казахского этноса обычно связывается с тюркоязычными кыпчаками.
Однако по описанию авторов XIII-XIV вв., завоевание монголами Восточного Дешт-и Кыпчака, выглядит как масштабная депопуляция местного кыпчакского населения. Кыпчакский корпус, во главе которого стоял Тутуха во времена Хубилая находился в Китае, потом в Южной Сибири. Ему в подчинение были даны все восточные кыпчакские кочевья в Алтае. Основу же улуса Шибана составили «старинные роды» - найман, карлук, кушчи, буйрак – и, другие тюркские и монгольские племена, выведенные Джучидами из Семиречья и Монголии1.
Термин казах (Kazak) был определением человека, который покинул (был изгнан) свой род/семью вследствие мятежа, политического по своей природе; иногда эти изгои общества скитались по горам и диким местам без какой-либо защиты и поддержки со стороны родного племени. Т.е. человек мог быть (и называться) казахом лишь (в определённый период) несколько лет своей жизни. И в этом смысле термин казах противопоставляется твердому социальному статусу человека2. Прежде всего, казаками называли вольных людей степи, не служивших определенному государству. Термин этот загадочно совпадает с наименованием касогов – черкесов на Кавказе. Вероятно, черкесы, как и хазары, имели гуннский или более ранний общий субстрат.
Касым-хан и его сын Хакназар, потомки Джанибека и Гирея, которые стали казахами в самом конце XV века, рассматривали своё положение как временное. К концу XVI века (1599) казахские правители покинули область реки Чу под натиском калмыков с северо-востока, и нашли убежище в твердынях Ташкента и его окрестностях2. Так казахи отделились от кочевых узбеков, с которыми ранее составляли единый народ. Сопоставление названий узбекских и казахских племен, позволяет предположить, что в Казачью орду в основном вошли потомки тюркских племен, в ханство кочевых узбеков потомки татаро-монгольских завоевателей.
Бесконечные набеги калмыков, и их окончательное расселение в междуречье Волги и Урала в 1643 году, именно вынудило 2 миллиона ногаев оставшихся на восточном берегу Волги мигрировать в Хорезм и в бассейн Сырдарьи. Подобным же образом, казахские племена, жившие в области Тургай и на Урале, состояли из родов, ранее входивших в ногайскую орду. Казахские племена прибыли сюда в 1801 году под руководством Букей хана из Младшего Жуза, и состояли полностью из бывших ногайских родов, когда-то там уже живших. В течение третьей четверти XVIII века казахские ханы взяли под свой контроль регион от Волги и Урала на западе вплоть до Джунгарии на востоке, получив на это патенты от русского (Санкт-Петербург) и китайского (Пекин) правительств2.
Старший Жуз включал 11 родов: Дулат его аймаки: Ботбай, Шымыр, Сикым, Жаныс), Албан, Суан, Шапрашты, Ысты, Ошакты, Сарыуйсын, Жалаир, Канглы, Шанышкылы и Сиргелы. Они живут в Семиречье и в области Сырдарьи2. Жалаиры считаются потомками правящего рода уйгуров Яглакар. Джалаиры входили в состав дарлекин-монголов и были унаган-боголами (подчиненными родами) кият-борджигинов. Сам этноним жалаир~салаир возводится от тюркского слова салайар – управлять, руководить. Дулатов возводили к древним тюркам Дулу, но более вероятно, что они также являются потомками монгольского племени XIII в. дуглатов. Племя канглы аборигенное в территории Казахстана, считающееся потомком печенегов и еще более древних Кангюйцев, в начале XIII в. пережило страшный геноцид.
Средний Жуз (Ortayuz) имеет 5 родов: Керей, Найман, Аргын, Кыпчак и Конрат. Керей имеет 2 аймака: Уак Керей и Кара-Керей. Кереи живут на Чёрном Иртыше, Иртыше, в бассейнах рек Абакан, Ишим и Oбь2. Вопрос о происхождении кереев начиная с ранних исторических сведений и до нашего времени остается спорным. Современные материалы по кереям, позволяют разделять кереев и кереитов. В конце XVII в. в низовьях Абакана проживали кереиты, согласно Л.П.Потапову входившие в состав тюркоязычных предков хакасского народа. М.Тынышпаев и М.А.Сердобов также считали, что кереиты рассеянные Чингис-ханом и впоследствии Тимуром сыграли ключевую роль в этногенезе саха, хакасов (сагайцы). При этом М.Тынышпаев утверждает о родственности саха и кереев Лепсинского уезда5.
Племя Найман состоит из 12 аймаков. Найманы жили в районах Улатау, озера Балхаш и хребта Тарбагатай. Есть разные точки зрения по поводу этнической принадлежности найманов. Их считают потомками секиз-огузов или кара-киданей, соответственно отнеся к тюркам или монголам. Даже есть версия, что письменный монгольский язык, на котором была написана ССМ, отражает найманский диалект. Анализ найманских антропонимов позволяет связывать их как с тюрками, так и монголами.
Племя Аргын подразделяется на 3 больших аймака: Мумын; Кувандык; Суюндук; кроме того, есть ещё независимый Кара Кисек. Племя Аргын проживала в бассейнах рек Иртыш, Ишым и Тобол2. Востров и Муканов считают, что аргыны существовали и в более древние века, но вероятно, имели другое самоназвание. В Среднем жузе родоначальником считаются Булат, или Аргын. Среди узбеков-локайцев существуют роды суюндук, торт-аул, байрам (казахское мейрам)3.
Казахские исследователи Т.А.Инсебаев и Е.З.Кажибеков впервые в научной литературе отметили связь родословной саха и шежере казахского племени аргын. Согласно родословной, предками Омогоя и Эллэя являются Оксуку-Мэйэрэм Суппу-Хорохой-Аргын-Айаал-Орос Куол Дьулдьугун-Туортугул-Хайаран-Омогой, Эллэй. Имена предков саха они сопоставили с родовым делением казахского рода сююндук, входивших в состав аргынов: оразкельды-ороскуолдьулдьугун; тортуул и туортугул, мейрам и мэйэрэм-суппу6.
Аргыны вероятно имеют кыпчакское происхождение. Новый племенной союз который был «многочисленным», соседние племена могли называть аргынами т.е. метисами. Так носитель, обьект этнонима, состоящий из различных по своему происхождению родов, в силу своей многочисленности мог стать известным как аргын7.
Племя Конрат (Qongrat) проживает в бассейне Сырдарьи. Племя Кыпчак состоит из многочисленных родов. Они живут в большинстве своём в бассейнах рек Ой, Тобол, Тургай2. Анализ этнонима кунграт (варианты хонхират, хонгирад, унгират), позволяет утверждать о большей древности этого племени. Это название возводится к хуннам, как и обозначение венгров унгер, унгират, хунгар. Показательно присутствие отдельного племени кыпчак в составе казахского этноса. Следовательно, кыпчаки стали лишь одним из составляющих частей казахского этноса, а не этнообразующим фактором. Сами кыпчаки-куманы безусловно довольно позднее этническое образование, как и кыпчакские языки образовались сравнительно поздно. Но упоминание термина кыпчак в уйгурской Селенгинской надписи «Тюрки-кыпчаки над нами властвовали 50 лет», позволяет их осторожно связывать с орхонскими тюрками.
Младший жуз (Kichi Yuz) состоит из 3 племён: Алим-улы, Байулы, - 7 родов Жетыру. Племя Алим-улы состояло из родов Карасакал, Каракесек, Торткара, Шемекей, Шекты. Родами племени Байулы являются Адай; Жаппас, Алаша, Байбакты, Маскар, Берш, Таз, Черкеш, Тана, Кызылкурт, Ссык, Алтын2. Племена Младшего жуза также следует связывать в основном с тюркоязычными кыпчакскими племенами. Так байулы вероятно являются потомками династийного племени кыпчаков XII-XIII вв. байаут, имевшего монгольское происхождение, но мигрировавшего в кыпчакские степи задолго до нашествия армии Чингис-хана.
С.А.Аманжолов в порядке предположения высказал мысль, что адаевцы являются, вероятно, потомками древних даев, обитавших по Геродоту и Страбону на берегах Каспийского моря еще во II в. до н.э.3. А.Нурмугамбетов сравнивает имя адайцев с названиями якутских родов Уодай, Yoдэй4. Их имя также можно связать с монголами. Адай в монгольских языках обозначает собаку.
Сходные названия родов и племен черкесов на Кавказе и племен шеркесов в составе Младшего жуза казахского народа можно встретить среди других тюркских народов. Например, сaргaччi - название рода в бывшем третьем Жехсогонском наслеге4. Исследователи допускали, что черкеш и киргиз - имена одного и того же племени.
Племя Жетыру (Yedi Uruk) имела в своем составе следующие роды: Табын, Тама, Кердери, Жагалбайлы, Керейт, Телеу, Рамадан. Род берш является выходцем из племени кыпчак. Мамлюкские султаны Бейбарс и Кутуз по племенной принадлежности бурджоглу в Египте говорили о себе: «Я от тюркского племени берча сын есть». Поэтому предполагается, что род (берч-берш) существовал уже в XII-XIII вв. и входил в состав кипчаков3.
В.В.Востров и М.С.Муканов считают, что задолго до монгольского нашествия в степях современного Западного Казахстана и Зауралья в числе других племен и родов уже находилось местное племя табын2. Одним из древних родов вошедших в состав Младшего жуза является род кердери. Г.И.Лерх и Н.И.Веселовский, а затем и С.Н.Толстов связывают местность Кердер с обитанием здесь гуннов-кидаритов и видят пережиток этнонима кидаритов в названии казахского рода кердери3. В роде телеу видят древнее племя теле, которое еще в VI в. входило в состав тюркского каганата. Осколки этого древнего племени (теле) встречаются и в составе каракалпакского племени муйтен, среди которого есть роды тели и самат3. Среди саха был род Тэлэй.
Из этих племён, Алим-улы обитает на Урале, вдоль нижнего течения Сырдарьи, к юго-востоку от Аральского моря, в восточной части Хорезма и в восточной части Бухары; племя Байулы живёт в Букейской орде, на Урале, Мангышлаке, и по всему плато Устюрт. Жетыру , в свою очередь, живут на Урале и Туграе2.
Р.Ю.Храпачевский считает, что монголы в улусе Джучи насчитывали 55 000 человек, пожалованных в удел Джучи около 1209 г., и, видимо, состоявших в основном из близких для кият-борджигинов родов/обоков – хунгиратов и джалаиров (их «потомственных вассалов»). К ним он добавляет еще 13 000 воинов-монголов, оставшихся под командованием Бату после смерти Чингисхана. В итоге общее количество монголов, входивших в состав улуса Джучи, составляет около 70 000 человек. Существование значительного числа только мужчин монголов в составе первоначального ядра улуса Джучи хорошо объясняет известный феномен быстрого отюречивания монголов в Золотой Орде – женившись на местных женщинах, эти мужчины-воины передоверяли воспитание своих детей женам, тем самым, обеспечив полное восприятие местной тюркской культуры и языка первым же поколением своих потомков8.
Из истории действительно известны такие факты. Например, завоевавшие Якутию русские казаки имели якутских жен. В итоге уже их дети знали только якутский язык. Поэтому надо отдать должное тюркским женщинам Дешт-и-Кыпчака XIII в. Они сумели добиться сохранения тюркского языка на его территории, ассимилировали непобедимых завоевателей.
Этот процесс ярко описан арабским автором середины XIV в. ал-Омари: «В древности это государство было страной Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они [Татары] смешались и породнились с ними [Кипчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [Татар], и все они стали точно Кипчаки, как будто от одного [с ними] рода, оттого, что Монголы [и Татары] поселились на земле Кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их [Кипчаков]»9. .
Казахский этнос является многосоставным. Он состоит как из древних элементов древнетюркского периода, так и пришлых отуреченных монгольских племен в итоге завоеваний Чингисхана. Смешение кыпчакских племен и монгольских племен из войск Чингизидов, часть которых исконно была тюркоязычной (найманы, кереи и мекриты) могла иметь важное значение при образовании казахского этноса. В лице адаев, уйсунов, дулатов, в которых видели потомков древнего населения Казахстана, обнаруживаются монголоязычные выходцы, отождествляемые с монгольскими племенами хушин, дуглат и словом адай - собака. Таким образом, в образовании казахов большую, основную роль играли монгольские племена эпохи Чингис-хана. Безусловно, они были монголоязычными. Но возможно племена хунгиратов и джалаиров, как и хушинов и дулатов представляя собой потомков остатков древних уйгуров и тюрков, остававшихся в Монголии были двуязычными, что способствовала их быстрому слиянию с кыпчакоязычными номадами.
Библиография
1. Костюков В.П. Культурные трансформации в Урало-Казахстанской степи в 1-й половине II тыс. н.э. // Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.Ф.Кирюшина, А.А.Тишкина. – Барнаул: Изд-во Алтайского унив-та, 2004. – с. 114-118.
2. Валидов Ахметзаки Ахметшахович. Что означают термины татар, кыпчак, тогмак (togmak) и узбек. The Concepts of Tatar, Kipchak, Togmak, and Ozbek [Электронный ресурс] Портал Режим доступа: http://www.angelfire.com/on/paksoy/ozkaz.html
3. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов. Средний Жуз. – Алма-Ата, 1968.
4. Нурмугамбетов А. О казахских родах адай и шеркес // Тюркская ономастика. - Алма-Ата, 1984. - С. 89-96.
5. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа. –Ташкент, 1925. – С. 12–14.
6. Инсебаев Т.А., Кажибеков Е.З. Некоторые предварительные результаты сопоставления и анализа названий родоплеменных групп адай и суюндук // Тюркская ономастика. –Алма-Ата: Наука, 1984. – С. 107–108.
7. Муканов М.С. Этнический соств и расселение казахов Среднего жуза.
8. Храпачевский Р.Ю. К вопросу о первоначальной численности монголов в улусе Джучи // Труды Международной нумизматической конференции «Монеты и денежное обращение в монгольских государствах XIII-XV веков» IV-V МНК Булгар-Волгоград". – С. 111. - М. 2008.
9. Золотая Орда в источниках. Том первый. Арабские и персидские сочинения. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, в переводах В.Г.Тизенгаузена - М., 2003. – 448 с.
Hosted by uCoz