мамай батыр
В 1709 году в
юрте Жумагула из аргынского рода Тобыкты родился мальчик. Его назвали Мамаем.
Интересно, что это было древнее табуированное имя «Волка», а точнее «волчонка».
Тюрки-кочевники издавна давали его тем детям, кого хотели выделить среди
других.
 
По описаниям
современников, у Мамая были русые волосы, голубые глаза, среди сверстников он
заметно выделялся высоким ростом и крепким телосложением. Словом, Мамай был
переростком и выглядел старше своих ровесников. Природа наделила его силой и у
него были все задатки стать батыром. Родители развивали в нем необходимые
качества. С детства его обучали верховой езде, владеть всеми видами оружия.
 
Мамай родился в то время, когда казахи уже около двухсот лет вели войну с
джунгарами. Ханство испытывало потребность в хорошо обученных профессиональных
воинах и таких воинов готовили с раннего детства.
 
* * *
 
 
В 1722 году
скончался китайский император Ганси и год спустя был заключен джунгаро-китайский
договор о мире. Это развязало руки хунтайджи Цеван Рабдану. Он перебросил
большую часть войска с восточной границы на запад и весной 1723 года
организовал нашествие на Казахское ханство в семи направлениях.
 
Один тумен
двинулся от озера Балхаш к горам Каратау; второй перевалил через Алтайские горы
и прошел по долине реки Коктал; третий направился к реке Нура; четвертый – к
реке Чилик; пятый двигался через Прииссыккулье; шестой прошел через долину реки
Чу; седьмой следовал через реку Или. (Один тумен насчитывал 10 тысяч воинов.)
 
Трагедия 1723
года вошла в историю казахов под названием «Год великих бедствий», а точнее
«Актабан-шубырынды, Алка-коль-сулама». Заключенный в этих словах смысл
означает: люди спасались бегством так, что стерали подошвы до белых костей и в
изнеможении подали у берегов озера Алка-коль (оно находится на территории
современного Узбекистана).
 
Джунгары
захватили значительную часть земель Казахского ханства. Многие казахские роды
вынуждены были откочевать из родных мест. Часть племён Среднего и Старшего
жузов оказалось под властью джунгар. Остатки Старшего жуза ушли к Ходженту,
беженцы из Среднего жуза подалась к Самарканду, а некоторые роды Младшего жуза
откочевали к Хиве и Бухаре.
 
Многие
подались в северо-западные земли Казахского ханства. Именно здесь в те времена
скапливались главные силы казахов под властью правителя Младшего жуза хана
Абулхаира. Род Тобыкты тоже откочевал из современного Абайского района в
Младший жуз, где расселился вдоль рек Орь, Илек и Иргиз.
 
В 1723 году
знаменитый бий Аннет-баба, Кокенай-батыр и другие знатные люди из рода Тобыкты
провели родовое собрание, где оказался и 14 летний Мамай. Аннет-баба дал ему
своё благословение (бата) и Мамай поклялся, что когда он вырастит, то посвятит
свою жизнь освобождению казахских земель от джунгарских захватчиков.
 
Однако в 1725 году во время неожиданного набега волжских калмыков (торгоутов),
Мамай оказался у них в плену.
 
Следует
пояснить и сказать, что калмыки были союзниками джунгар и одно время они жили
на территории Джунгарского ханства.
 
В эпоху
Чингисхана предков калмыков именовали кереитами. Позже они стали известны под
названием торгауты. Во второй половине XVI века западномонгольские племена
чорос, хошоут, торгаут и дэрбэд вышли из-под подчинения всемонгольского хана,
создали «ойротский союз» и стали выбирать своих предводителей – тайши. Уже в
начале становления «ойротского союза» внутри него развернулась борьба за
власть.
 
Междоусобицы вынудили вождя племени торгаут Хоэ-Эрлог тайши покинуть родину. В
1607-1608 гг. во главе 25 тысяч семей он двинулся на запад и лишь в 30-х годах
XVII века тограуты захватили земли междуречья Урала и Волги, вытеснив ногайцев
на западный берег Волги, а затем и вовсе – изгнали их за Дон.
 
Тем временем в
западной Монголии Хара-Хула тайши объединил племена шорос, хошоут, дэрбэд и
хойт. После его смерти в 1634 году власть перешла к Эрдени Батуру. С
благословения тибетского Далай-ламы он был признан правителем ойротов с титулом
хунтайджи.
 
В 1635 году
Батур-хунтайджи создал государство Дурбан-Ойрот, которое и вошло в историю под
названием Джунгарского ханства. Следует также заметить, что слово
"джунгар" означает "левая рука". И так называлось левое
крыло войска Чингис-хана.
 
Итак, в плену
Мамая заковали в колодки. Рядом с ним всегда находился охранник. Мамай хорошо
играл на свирели (сыбызгы) и торгоуты по вечерам слушали его музыку. Однако
пленник не терял надежды бежать, и он использовал первую же возможность.
Интересно, что бегство Мамая связано с романтической историей.
 
Согласно народному преданию, в казахского юношу влюбилась юная калмычка. Он
предложил ей бежать вместе с ним, и она согласилась. Девушка выкрала оружие и
передала его возлюбленному. С помощью него Мамай освободился ночью от колодок,
обезоружил спящего охранника, связал его и переоделся в его одежду.
 
Взяв двух коней, Мамай вместе с девушкой бежал в свой аул. Однако за беглецом
пустилась погоня из трех воинов во главе с Жора-батыром. Когда они настигли
Мамая, юноша вступил в бой с Жора-батыром и убил его в честном поединке, а
затем расправился и с остальными двумя всадниками. Забрав трех лошадей
поверженных врагов, он вместе с девушкой отправился дальше. В ауле в честь его
возращения устроили большой той. Это случилось в 1726 году, когда Мамаю
исполнилось 17 лет.
 
В том же году
степные мудрецы Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би, а также прославленные батыры и
знать собрались в местности Ордабасы и призвали народ к единству, чтобы дать
отпор джунгарам. Главнокомандующим казахского войска был избран Абулхаир-хан.
 
Именно с этого
времени казахи стали наносить ощутимые удары по войску Цеван Рабтана. У озера
Шубартениз джунгары потерпели поражение. Батыр Шакшак Жанибек командовал самым
крупным отрядом Среднего жуза, который у притока речки Сарысу в Буланты одержал
победу.
 
В 1727 году Цеван
Рабтан скончался и на престол Джунгарского ханства взошел его сын Галдан Церен.
Весной того же года объединенное войско казахов, ногайцев и каракалпаков во
главе с Богембай-батыром соединилось с отрядом под командованием татарского
воина Кожабергена. Вместе они выступили на джунгар, и одержали победу в степях
Сарыарки. Можно сказать, что эти битвы были всего лишь репетицией перед крупным
сражением.
 
Знаменитая
Буланты-Билеутинская битва тоже произошла в 1727 году в междуречье Буланты и
Билеуты на широкой равнине в окрестностях Улытауских гор. Главнокомандующим
войска был Абулхаир-хан. Во главе своих тысяч выступили также ханы и султаны –
Семеке, Абилмамбет, Кокжал, Барак, батыры – Санырык, Богенбай, Кабанбай, Шакшак
Жанибек, Тайлак Олжабай (предок знаменитого поэта Олжаса Сулейменова) и многие
другие. Хан Абулхаир объединил воинов всех трех казахских жузов, собрав более
30,000 всадников. Казахская армия встретилась с сорокатысячным войском джунгар.
Молодой воин Мамай тоже принял участие в этом сражении на реке Буланты.
 
Согласно
воинской традиции, битвы начинались единоборством батыров. Они выезжали вперед
и вызывали друг друга на поединок (жекпе-жек), исход которого нередко определял
исход всего сражения.
 
Со стороны
джунгар выехал прославленный Жангир-багатур, живое воплощение боевого духа
джунгар. Конь под ним пританцовывал, зло грыз удила, роняя на землю хлопья
белой пены.
 
Хан Абулхаир
обратился к войску, кто выйдет на поединок, и ему сказали, что на поединок
рвется молодой воин Мамай, который еще не успел покрыть себя славой. Хан знал
этого дерзкого юношу, не раз видел его в бою. Поэтому он разрешил Мамаю
выступить против Жангира.
 
Мамай поскакал
на встречу с противником. Сначала они бились на копьях, потом в ход пошли
айбалты (секиры), затем сабли. Именно от сабли Мамая джунгарский батыр принял
достойную смерть.
 
Увидев это,
младший брат Жангира, Зенгу-багатур подскакал к Мамаю и ранил его копьем,
нарушив тем самым условия честного поединка. Однако раненный Мамай вступил в
бой со вторым противником и тоже победил его. Эти поединки имели большое
значение для казахского войска, которое с воодушевлением вступила в бой, и
одержало важнейшую историческую победу. Казахи наголову разбили джунгар,
одержав одну из своих первых крупных побед.
 
В знак
проявленной доблести хан Абулхаир подарил Мамаю так называемую «алмазную»
саблю, что было большой честью для молодого батыра и началом его воинской
славы.
 
После
Буланты-Билеутинского сражения началось освобождение казахских земель от
джунгар. В те времена вести с полей сражений были у всех на слуху и
передавались они из уст в уста, из поколения в поколение. Так из кровавого
лихолетья до наших дней долетели имена героев. Среди них яркую память о себе
оставил не только Мамай-батыр.
 
Например, Наурызбай-батыр одолел в поединках прославленных джунгарских
багатуров Шамалхана и Каскелена. Казахский воин Отеген тоже был признан батыром
после того, как он победил в поединках багатуров Ботшихара и Сабан Тайшыка.
 
Вести об этих победах укрепляли дух народа и веру в воинов, способных защитить
родные очаги. Поэтому, когда в казахских аулах был объявлен новый сбор, под
знамя Абулхаир-хана встали не только прославленные воины, но также их младшие
братья и сыновья. Например, Койгелды-батыр приехал вместе со своими родными
братьями Кожыком и Акшаем, а также сыном Карабатыром.
 
Во главе своих
отрядов прибыли такие знаменитые воины как Отеген, Самен, Толек, Казыбек,
Хангелды, Богембай, Шакшак Жанибек, Джанибек, Тилеулы, Кабанбай, Жаугашар,
Есет, Тайлак и многие другие. В битве принимал участие и батыр Мамай, но в то
время у него еще не было своей тысячи.
 
Всего
собралось тридцать пять тысяч воинов. Располагая такой силой, Абулхаир-хан
вновь решил сразиться с армией джунгар. Противники условились встретиться на
территории современных Шуского и Кордайского районов Жамбылской области.
 
В мае 1729 года казахская армия подступила к Шу-Илейским горам близ озера
Итишпес. Накануне решающей схватки отряды трех жузов объединились у подножия
гор Хантау и Сункар. Именно здесь командиры казахского войска обсудили план
предстоящей битвы, позже она была названа Аныракайской.
 
Большие
надежды возлагались на отряд лучников Санырык-батыра из племени ошакты. С юных
лет он слыл метким стрелком в родных кочевьях. Уже в шестнадцатилетнем возрасте
Санырык выиграл состязание лучников и получил в подарок лук, инкрустированный
золотом и серебром, который в народе прозвали «Санырыкты сырнауыгы», что
означает «Гармоника Санырыка». Такое «музыкальное» название этот лук получил
потому, что его хозяин создавал им звуки в виде стона и крика врагов.
 
В Аныракайской битве участвовало более 40 тысяч джунгар. Не смотря на численный
перевес, казахи героически сражались, презирая раны и смерть. Они одержали
уверенную победу.
 
Потерпев
подряд несколько крупных поражений, джунгары пали духом. Их отряды уже не
проникали так далеко в казахскую степь, как это бывало раньше. Однако затишье
не могло длиться вечно. Враг собирал силы и готовился выступить вновь.
Необходимо было подготовиться к очередному вторжению джунгар, поэтому Абулхаир созвал
совет биев Младшего жуза. Он состоялся в 1730 году. На нем обсуждались два
вопроса: война с джунгарами и присоединение к России.
 
В конце 20-х и
начале 30-х годов XVIII века Мамай-батыр проявил героизм и отвагу при
возвращении захваченных калмыками (торгоутами) исконных казахских земель.
Вместе с ханом Абулхаиром он освобождал территорию вдоль рек Ор, Ойыл, Иргиз и
Илек. За мужество, проявленное в ожесточенной битве на берегу реки Яик (Урал),
Мамай-батыр был удостоен звания «мынбасы» (тысячника).
 
Во время
похода казахов Младшего жуза на башкир Мамай-батыр выступил с инициативой
объединить башкирский и казахский народы под властью правителя Младшего жуза
хана Абулхаира. Это предложение Мамай-батыр передал башкирскому хану Тагиоле,
прибыв к нему в качестве посла. Однако были задеты интересы России, которая
выступила против этого объединения. И хан Тагиол был отравлен.
 
Мамай-батыр участвовал не только в боях с калмыками (торгоутами) и башкирами.
Он защищал казахские земли от туркменских захватчиков, воюя с ними в меджуморье
Арала и Каспия (Мангышлак). Он также участвовал в боях с джунгарами, освобождая
от них Алтайский край и земли Восточного Казахстана (Тарбагатай, Зайсан). В
этих битвах он проявил себя талантливым стратегом и тактиком.
 
В 1746 году
Мамай-батыру было присвоено звание сардара (военачальника) воинов Среднего
жуза. А в 1756-1757 гг. после битвы с калмыками Мамай-батыр был удостоен
высшего воинского звания – Бахадур. Он также был военачальником воинов Младшего
жуза и носил титул Орда-басы (глава Орды).
 
Мамай-батыр
дружил с такими прославленными казахскими воинами как Кабанбай и Богенбай, а
также многими другими. Кроме того, он был верным сподвижником казахских ханов
Абулхаира и Аблая, всегда поддерживал их политику по созданию и укреплению Казахского
ханства. Всю свою жизнь Мамай-батыр посвятил защите Родины от иноземных
захватчиков и участвовал в 102 сражениях.
 
В 1780 году
Мамай-батыр привел род Тобыкты обратно на освобожденные от джунгар родные земли
(совр. Абайский район). У него было семь сыновей (Жиеншора, Байшора, Сарыбас,
Карабас, Еламан, Жоламан и Жолбарыс), которых ему родила жена по имени Кызжан.
Сама она была из рода табын Младшего жуза.
 
Самый младший из его сыновей Жолбарыс родился в тот год, когда Мамай застрелил
тигра из ружья, напавшего на скот.
 
Мамай-батыр
прожил долгую и счастливую жизнь. Он умер в возрасте 97 лет в 1806 году. В
народе его помнят как благородного и честного человека. Он всегда помогал
бедным и сиротам. Перед смертью Мамай-батыр завещал похоронить его сердце на
своей родине, чтобы оно продолжало любить тех, кто будет жить здесь после него.
А телом он пожелал возлежать у ног святого Кожа Ахмет Яссави, там, где покоятся
тела его верных друзей – батыров Богенбая, Кабанбая и других.
 
Согласно этому
завещанию, сердце Мамай-батыра похоронили в его родовой ставке, где сегодня
находится село Орда и возвышается его мазар. А тело в сопровождении 100
всадников во главе с сыновьями Жиеншора и Жолбарысом было доставлено в
священный город Туркестан, где упокоилось в мавзолее Кожа Ахмет Яссави, рядом с
Аблай-ханом, Казыбек-би по прозвищу Звонкоголосый и другими знаменитыми
личностями казахской истории.
 
* * *
 
Согласно
родовому преданию, после смерти батыра Мамая его старшему сыну Жиеншора
приснился Тайказан, который находится в мавзолее Кожа Ахмет Яссави. На дне
казана лежало семь зерен пшеницы. Жиеншора спросил у настоятеля мавзолея, что
это могло означать. И тот ответил ему:
 
- Отныне все
семь поколений от семи сыновей Мамай-батыра никогда не будут бедствовать!
Hosted by uCoz