Толенгут
Толенгут ( толенгит ) - поначалу потомки плененных ойрат-калмыков , выделенных в отдельный род , используемых как прислуга и охрана ( по Абулгази ).
 Алтайцы здесь не при чем , те же самые западные казахи , например , алтайцев в жизни не видели , но толенгуты у них были . 
 
 Позднее так назывались ханские ( или султанские  ) охранники , о калмыцких гвардейцах речи идти не может .
 
 Род первоначально сформирован из пленных калмыков , узбеки и татары , вошедшие в состав казахов , также были выделены в отдельный род под названием " шала-казак ".
 
 P.S. В том , что алтайские горные калмыки использовали тот же этноним нет ничего удивительного , и те и другие имеют значительную ойратскую составляющую .
 
 С таким же успехом можно было бы отождествить толенгутов ( теленгитов ) с выходцами из казахского рода Телеу , но это , разумеется , всего лишь совпадение . 
 
 Тимирхан мне также писал на мыло , рассказывая о якутском роде Тоорт Хара , но данный якутский род с младшежузовскими Торткара , исходящими из бывшей ногайской Алтаульской орды , ничего общего не имеет .
 
Туленгуты - Толенгиты.
 В мирное время прислуга и охрана хана. В военное личная гвардия.
 Есть предположение, что комлектовались они в основном из пленных калмыков.
 Этакие степные янычары. В связи с этим возникает вопрос, как заставляли этих пленных сражаться против своих же соплеменников? Или же пленников брали в совсем юном возрасте и воспитывали в соответствующем их положению духе.
 Также неясен вопрос об их названии. Коллега Enhd предположил, что толенгиты набирались в основном из теленгитов - алтайцев оттуда и название, но мне такое предположение кажется сомнительным.
 Ваши предположения, коллеги.
 
Толонньут - в языке саха означает платежный раб. Толоо - платить,
 платеж. Известно, что племена теле платили дань, были данниками
 древнетюркских племен. Отсюда следует, что предки саха и кыпшаков,
 отнюдь не были телеского происхождения, а скорее относились к древнетюркским племенам.
 
 
Алтайская ветвь тюрок-тугю
 
 "Так воинственные кочевые скотоводы со временем превратились свободолюбивых оседлых скотоводов....Короче говоря, тюркюты стали телесами, и переход этот падает на середину IX в. Однако небольшой народ телесов еще мог постоять за себя. Несмотря на то, что найманы охватили владения телесов с востока и запада, им не удалось овладеть восточной частью горного Алтая. Это видно из того, что в “Юан-чао-би-ши” телесы упоминаются в числе суверенных племен, покоренных в 1207 г. ханом Джучи [+10]. На этом самостоятельность телесов прекратилась, но свою этнографическую самобытность они сохранили и под властью монголов, и под игом ойратов. Однако потеря самостоятельности не могла пройти бесследно, и с XIII в. начинается новый медленный процесс превращения телесов в теленгитов [+11].
 
 ...Теленгиты лишь в небольшой мере потомки тюркютов, в значительно большей степени они потомки аборигенов Алтая, с которыми тюркюты-тёлёсы смешались. Отсюда понятно, что теленгитское погребение с конем более сходно с погребением в каменных курганах, чем с тюркютским сожжением. Превращением телесов в теленгитов исчерпывается и наша тема."
 
Локализацию баргут очерчивает, ссылаясь на Рашид-ад-Дина, Эрдниев (1980): "Племена баргут, коры и тулас близки друг с другом. Их называют так вследствие того, что их стойбища и жилища находились на той стороне реки Селенги, которую населяли монголы, называющие себя "баргуджин-токум". Это подтверждается и Дашибаловым (1997): "все исследователи согласны в том, что основные кочевья баргутов находилась в Баргузинской долине". Он же пишет, что в курыканскую эпоху их называли байегу (байырку) и по средневековым китайским летописям и древнетюркским руническим надписям байырку относились к телесским племенам. Они имели "отборные войска 10 000, жителей 60 000 человек, все богаты" (Кюнер, 1961) (С этим сообщением перекликается попытка трактовать этноним байегу с современного якутского языка, как "бай ага уус" - богатое племя (Кривошапкин, 1998)). Анализируя происхождение баргут Дашибалов (1997) пишет, что байырку входили в конфедерацию телесских племен, создавших Уйгурский каганат  (745 - 840), после разгрома которого средневековыми хакасами (енисейскими кыргызами), упоминания о племени байырку в источниках не встречаются. Он же (Дашибалов, 1997) предполагает, что в курыканскую эпоху баргуты говорили на тюркском языке , а во время господства монголов они стали монголоязычны.
 
 Так что , уважаемый enhd , вопрос " кто от кого произошел " очень спорный и , мягко говоря  , неоднозначный , а Вы все с плеча , не разбираясь ...
 
ТОЛЕНГУТЫ Социальное сообщество феодально зависимых людей при казахских султанах и хане. Находясь под опекой султанов и ханов различных социальных категорий обязаны были служить им. Некоторые группы Т. были исполнителями поручений султана или хана при орде (собирали зекет и согум), судебных решений, а также были вестовыми и прислугой. Например, с Аблай ханом кочевали вместе 1000 семей Т. После ликвидации ханской власти, в соответствии с Уставом царской власти 1822 г. произошли изменения в социальной структуре общества. Султаны и феодальные группы стали терять былое политическое значение и власть. Было запрещено собирать зекет, согум, облагать податями и подвергать казахов суду по обычному праву. Поэтому Т., владеющие собственным хозяйством, постепенно отходили от султанов и примкнули к родовым объединениям. Возникли династии Т. среди родов или собственно роды Т-ов.
 
 
казахская специальная группа "толенгуты" имеет происхождение от алтайцев-ойратов "теленгитов" поскольку имеется объяснение что они созданы из плененных калмыков.
 А сами эти алтайцы-теле есть самые самые потомки древних теле-сцев кои были главенствующим племенем ими созданной конфедерации.
 Само слово "теленгит" это из-за монгольского языка то есть: теле(г) + д = телегид, теленгид, теленгvvд.
 
 Дашибалов так и предпологает только, это является не доказательством. В составе монгольского улуса были тюркоязычные племена те же алтайцы-ойраты, тувинцы-урянхайцы, хиргисы, хакасы а они не сменили свой язык. Тогда этот сравнительно большая племя вдруг стали говорить на монгольском звучит не убедительно.
 В советское время специально поддерживался идея что буряты это не монголы а другой народ тунгусы, тюрки или что ещё там, и много исследовании  были сделаны, публикованы. Дашибаловский наверно тоже из этого ряда.
 
 
Hosted by uCoz