"Тараз"
Город Тараз в 2002 г. отметил свой двухтысячелетний юбилей - это один из древнейших городов Казахстана. С древних времен Тараз был известен как "город купцов".
 
В письменных источниках Тараз известен с VI в. В 568 г. в город, находившийся под властью тюркского кагана Дизабула-Истими, прибыло посольство византийского императора Юстиниана II во главе с послом Земархом Киликийским. Уже в первые десятилетия VII в. Тараз играет важную роль узлового центра на Великом Шелковом пути. С этого времени он становится широко известным городом Востока. Сведения о нем содержат маршрутники, древние хроники и географические сочинения. Тараз был центром Тюргешского, а затем Карлукского каганатов.
 
В IX-X вв. происходит дальнейший рост Тараза. Его местоположение на торговом пути и в центре богатой земледельческой долины, рядом с серебряными рудниками в горах Таласского Алатау способствовало экономическому и культурному подъему. В X в. о Таразе как большом городе сообщает знаменитый арабский географ ал-Макдиси.
 
В конце X-XI вв. после завоевания Средней Азии династией Караханидов Тараз становится столицей одного из уделов нового государства. В городе чеканится монета, строятся великолепные архитектурные ансамбли. Мавзолеи Карахана и Давудбека, замки правителей и множество древних могильников позволят путешественнику мысленно окунуться в далекие столетия. Недалеко от современного Тараза, в 15 км восточнее, сохранились шедевры древней архитектуры, включенные ЮНЕСКО в список всемирных раритетов зодчества: мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби.
 
Согласно легенде, мавзолей Айша-Биби был воздвигнут одним из правителей династии Караханидов над могилой его прекрасной невесты Айша-Биби, дочери суфийского поэта Хаким-Ата. Согласно народным преданиям, коварная змея оборвала жизнь юного создания на пути к возлюбленному. Строение полностью облицовано резными терракотовыми плитками с растительным и геометрическим узором. Сам мавзолей выглядит невероятно легким и изящным. Более восьми веков стоит он наперекор ветрам и непогодам как свидетель незаурядного мастерства древних зодчих.
 
Расцвет Тараз получил в X-XII вв., тогда в городе были построены высокие дома, водопровод и бани. Но это развитие прерывается в начале XIII в. Сначала Тараз был разрушен шахом из Хорезма Мухаммадом в числе городов, которые тот не захотел отдать монголам. Затем в XIII-XIV вв. Тараз был опустошен, когда Семиречье стало местом ожесточенных столкновений монгольских ханов в борьбе за власть. В середине XIII в. город Тараз упоминается в армянских источниках под названием Далас и как Тараз у Гильома Рубрука. При Тимуре и его преемниках город, возможно, носил название Яны-Талас. К концу XV в. Тараз приходит в упадок, но жизнь в нем продолжается.
 
Городище древнего Тараза почти не сохранилось. Его территория занята постройками современного города. Раскопками вскрыты комплексы и постройки различных периодов жизни Тараза. В Шахристане, у восточного угла, обнаружены бани. Собраны коллекции керамики, изделий из бронзы, украшения, монеты. Тараз имел свой монетный двор. Среди ярких находок - статуэтка танцовщицы, выполненная в греко-бактрийском стиле, светильники из бронзы. Рядом с Таразом находились крупные города: Джамукат, Атлах, Адахкет, Нижний Барс-хан, Джикиль, Касрибас.
 
В конце ХVIII века на этом месте была построена крепость, рядом с которой начал расти город, который заселяли выходцы из Намангана, и поэтому он назывался Наманган-Коче, а позднее в 1856 году переименован в Аулиэ-Ата, что в переводе с узбекского языка значит "Святой старец". Тогда это был типичный среднеазиатский город с узкими улицами-дорогами, которые радиусами расходятся от центра, где обычно бывает базар. Вдоль улиц располагались кустарные мастерские ремесленников, чайхоны, лавки.
 
В 1864 году, период присоединения Туркестана к России, Аулиэ была взята русскими войсками и к старой части города пристраивается новая часть города с каменными домами городских учреждений, магазинов, особняками купцов. В конце ХIХ века в городе насчитывалось 12 тысяч человек. Современный Тараз красивый зеленый город, в нем проживает 325,5 тысяч человек. Зелень парков делают воздух города чистым, укрывают жителей и гостей города от летнего зноя.
 
В городе сохранились памятники средневековой архитектуры. На старом кладбище есть два кирпичных мавзолея - это мавзолей Карахана, построенного над могилой правителя Тараза, другой, мавзолей Шамансур, которой сооружен над могилой наместника монгольских ханов.
 
За последнее время неузнаваемо изменилась архитектура города. Строятся новые гостиницы, на крыше одной из них будет сооружена вертолетная площадка, где туристы смогут совершать свои удивительные экскурсии прямо из своего номера и после путешествия возвращаться в неё.
 
                                                                                                                                     
(источник kazakhstan.orexca.com)
 
 
Тараз (Аулие-Ата (до 1936), Мирзоян (до 1938), Джамбул (до 1993), Жамбыл (до 1997), — город в Казахстане, административный центр Жамбылской (Джамбульской) области.
 
Расположен на юге Казахстана, около границы с Киргизией, на реке Талас (Тараз). Координаты: 42°53' с. ш. 71°22' в. д. Население города — около 330 тыс. человек (1999). Преимущественно казахи. Также проживают киргизы, русские, узбеки, корейцы, уйгуры, дунгане, немцы.
 
Один из древнейших городов Семиречья. Первое письменное упоминание города (в греческих источниках) относится к 568 г. Один из пунктов северной ветви Великого шелкового пути, который проходил из Алмалыка (район современного города Кульджа в Китае) в направлении города Ясы (современный город Туркестан) и далее вниз по течению Сыра (Сырдарья).
 
В 751 году вблизи города состоялась битва на Таласе, в которой конница Аббасидского халифата наголову разбила армию Танского Китая и карлукских наёмников.
 
Наибольшего расцвета древний Тараз достиг в XI—XII веках при Караханидах, с завоеванием края которыми (в 999 году) династия Саманидов прекращает свое существование.
Письменных сведений о завоевании Тараза монголами нет, но, по-видимому, в 1220 году город оказал монголам значительное сопротивление, почему и был разрушен ими до основания, о чем свидетельствует остатки пожарищ, обнаруженные при раскопках. Город, видимо, был переименован монголами в Яны (Новый), поскольку при дальнейшем упоминании его как европейские, так и арабские источники пишут: «…город Яны, называвшийся до завоевания Таразом».
В 1723 году Таласская долина, как и большая часть южных областей Казахстана, была завоевана джунгарами, которые и владели ею почти до 1775 года.
В 1856 году город был переименован в Аулие-ата. Это название он получил в честь Карахана — основателя династии Караханидов.
Довольно полное описание города в начале ХХ столетия дается в труде «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Отмечается, что в Аулие-Ате имелся большой базар, ярмарка и ряд транспортных контор. Город состоял из русской и азиатской частей. В нем были три церкви, 21 мечеть, почтово-телеграфная контора, городское училище, больница, военный госпиталь, 17 фабрик и заводов, 1791 год]]у жилой дом, 19 052 жителя.
В 1895 году была открыта первая аптека.
В 1915 году был открыт первый кинотеатр и частная платная библиотека на несколько сот книг.
В 1917 году в городе проложена ветка Турксибa, что ускорило развитие города.
В 1938 году город был переименован в Джамбул, по имени казахского поэта Джамбула Джабаева.
Древнее название «Тараз» происходит по названию реки. На казахском созвучно слову «весы».
 
                                                                                                                                      
(источник Википедия)
 
Тараз - музей под открытым небом. В 2002 году городу исполнилось 2000 лет. Сегодня Тараз, некогда известный как «город купцов», является одним из древнейших городов Казахстана. На протяжении веков он был зеленым и прекрасным городом Средней Азии, который восхваляли многие поэты и писатели Востока. Долгое время Тараз стоял на караванной дороге Великого Шелкового Пути, что обеспечивало ему развитие и процветание. Древний казахский город давно привлекает внимание иностранных гостей как исторический и культурный центр южного региона республики. Туристы как ближнего, так и дальнего зарубежья приезжают посмотреть на такие его исторические архитектурные памятники, как мавзолеи Карахана, Айша-Биби и Бабаджи-Хатун, восточную баню, полностью украшенную изразцами и многие другие уникальные сооружения древних зодчих.
 
Нынешний Тараз - современный красивый город, административный центр Жамбылской области и, возможно, один из лучших городов республики. В его становлении и развитии принимали и принимают участие многие поколения горожан. На 2009 год население города составило более 380 тысяч человек. Сегодня Тараз - многонациональный город. Преимущественно здесь проживают представители коренного населения, но имеется процент и таких национальностей, как русские, киргизы, узбеки, уйгуры, дунгане, немцы, греки, украинцы, чеченцы, курды, татары, азербайджанцы и другие. По причине такого национального разнообразия в городе функционирует «Дом дружбы народов»
 
Город расположен в южной части Казахстана, возле границы с Киргизией, на реке Талас (Тараз). Здесь работают практически все главные виды транспорта; имеются аэропорт, железнодорожная станция и автовокзал. Благодаря наличию в горах Каратау фосфорных руд в городе развитие получила фосфорная индустрия. Заметна работа таких промышленных гигантов, как Суперфосфатный завод и НДФЗ (или «Казфосфат»).
 
Неузнаваемо за последние годы изменилась и архитектура города. Построены и строятся новые гостиницы. Особенно интересен один факт: на крыше одного из новых отелей в скором времени будет сооружена вертолетная площадка, с которой туристы смогут совершать свои удивительные воздушные экскурсии.
 
Название.
Тараз за долгие годы своего существования много раз переименовывался. Так, в начале 19 века древний Тараз получил имя Аулие-Ата, что в переводе на русский язык означает «Святой Старец»; в 1936 году его переименовали в Мирзоян; в 1938 - в Джамбул (в честь великого казахского поэта-акына Джамбула Джабаева); а 8 января 1997 года городу официально было присвоено его историческое название - Тараз. Еще в древние времена город назывался так по имени реки Талас, или Тараз.
 
История.
О времени возникновения города можно узнать из сообщения известного ученого А.Х. Маргулана. В частности, он пишет: «…По исследованиям ученых Шаванны, Де-Грота, В. Бартольда и многих других, гунны обосновались в долине реки Талас еще в 3 - 2 веках до нашей эры и построили город Талас с дворцами и башнями».
 
Немного позднее, в 7 - 8 веках н.э. в степях у реки Талас сложились племенные союзы саков и усуней, которые основали на этой территории городище Тараз. Следы древнего поселения были найдены на месте Центрального колхозного рынка (зеленого базара) современного города Тараза.
 
В греческих письменных источниках 568 года Тараз впервые упоминается как один из пунктов северного ответвления Великого Шелкового Пути. Дорога, на которой стоял город, проходила из Алмалыка (ныне район города Кульджа в Китае) в направлении города Ясы (сегодня казахстанский Туркестан) и далее вела вниз по течению Сырдарьи.
 
В 630 году через территорию города проезжал буддийский монах из Китая Сюань-Цзян, который оставил такое сообщение о городе: «прибыл в город Та-ло-се, имеющий 8 или 9 ли. Купцы из разных стран живут в этом городе вперемешку…».
 
751 год крепко вошел в историю Тараза. В этот год состоялась битва на реке Талас, в которой конница шаха Аббаса, правителя Арабского халифата, разбила армию Танского Китая при помощи наемников-тюрков из местного племени карлуков. С победой арабов в город пришел ислам.
 
В древности развитию города во многом способствовал Великий Шелковый Путь, который проходил из Китая через Среднюю и Переднюю Азию к портам восточного побережья Средиземного моря и заканчивался в странах Запада. Вдоль Шелкового Пути строили многочисленные караван-сараи, города, селения, прокладывали каналы, создавали центры ремесленников, воздвигали храмы и дворцы. С востока на запад и с запада на восток с километровыми караванами шли писатели и поэты, ученые и мыслители, миссионеры и паломники, зачастую передавая религию, обряды и культуру своих народов. Происходил оживленный обмен материальными и духовными ценностями. В 7 веке Тараз превратился в крупный город, игравший важную роль на дорогах Великого Шелкового Пути. Местонахождение Тараза на торговом пути в центре богатой земледельческой долины способствовало экономическому и культурному подъему. Родоначальник классической поэзии Востока Рудаки в 10 веке воспевал Тараз наряду с такими городами мусульманского Востока, как Бухара и Рей (нынешний Тегеран).
 
В 8 - 10 веках Тараз находился в составе Карлукского ханства. Наибольшего же расцвета древний город достиг в 10 - 12 веках, в период правления Караханидов. В это время он становится одним из уделов государства. Согласно археологическим раскопкам в этот период здесь имелись водопровод из глиняных труб, общественные бани, монетный двор, мощеные улицы и другие сооружения.
 
Письменных источников, доказывающих факт нападения на город монголов, к сожалению, не существует. Однако среди исследователей есть предположение, что в 1220 году население Тараза оказало армии Чингисхана серьезное сопротивление, вследствие чего последние сожгли и разрушили город до основания. Об этом свидетельствуют остатки пожарищ, обнаруженные при раскопках. Затем город, скорее всего, был переименован монголами в Яны, то есть, «Новый», потому что при дальнейшем его упоминании как европейские, так и арабские источники пишут: «…город Яны, называвшийся до завоевания Таразом».
 
Конец былому могуществу города Тараза положили, по всей видимости, частые набеги чужеземцев и междоусобные войны. Существенную роль в ослаблении и упадке города сыграли также и великие географические открытия, в результате которых торговые сухопутные пути уступили свое место морским дорогам.
 
В конце 18 века близ руин Тараза переселенцы из Кокандского ханства построили крепость. А чуть позднее, в начале 19 столетия, на месте древнего Тараза вновь разросся город, и назвали его Аулие-Ата, («Святой Старец»). Первыми поселенцами города стали узбеки, приехавшие из Намангана.
 
Достопримечательности Тараза.
Входной портал мечети Абдыкадыра (начало 19 века). Мечеть Абдыкадыра первоначально занимала значительную территорию на пересечении современных улиц Абая и Капал. В настоящее время сохранился лишь входной портал с минаретом. Портальный вход по краям украшен двумя колоннами с декоративными башенками. Над входной аркой стрельчатой формы имеется неглубокая фигурная ниша. Сооружение завершается минаретом с площадкой для азанчи. Минарет имеет шесть стрельчатых сквозных проемов, вписанных в прямоугольные ниши. Сооружение имеет квадратную форму, построено оно из современного жженого кирпича. Здание мечети было разрушено в середине 30-х годов 20 века. В настоящее время на этом месте находится действующее медресе. В 2002 году здесь были проведены реставрационные работы.
 
Памятник Джамбулу Джабаеву. Памятник находится на площади имени Жамбыла. Установлен он был в 1961 году к 115-летию со дня рождения знаменитого казахского акына. Автором проекта стал архитектор В. Сашенко, скульптором - народный художник Казахской ССР Х. Наурызбаев. Скульптура отлита в Ленинграде. Бронзовая фигура возвышается на высоком прямоугольном гранитном постаменте, облицованном прямоугольными плитками из розового гранита. Джамбул изображен в длиннополом чапане и меховой шапке, в левой руке он держит домбру, а правая его рука отведена в сторону. На лицевой стороне постамента высечена надпись: «Джамбул Джабаев. 1846-1945»; в нижней части находится рельефное изображение поднимающегося из-за гор солнца. Высота фигуры составляет 4 метра, высота постамента - 4,3метра. Джамбул Джабаев - гордость Казахстана, уроженец Мойынкумского района Жамбылской области, казахский народный акын и один из крупнейших представителей устного народного творчества. До Октябрьской революции он выступал перед народом с песнями обличительного характера. Излюбленным видом творчества Джамбула был айтыс. Казахский поэт стал автором патриотических стихов и ряда героических поэм о батырах - народных заступниках, выражающих думы и чаяния своего народа. Обращение Джамбула к героическим защитникам осажденного Ленинграда «Ленинградцы, дети мои!» - одно из лучших произведений многонациональной советской литературы военных лет. В 1938 году город был назван в его честь.
 
Памятник Мухаммеду Хайдару Дулати. Памятник был установлен в 1998 году в честь 500-летия Мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати перед главным корпусом одноименного университета по улице Сулейманова. Высота памятника составляет 3 метра. Скульптура отлита из меди. Постамент сделан из красного полированного гранита. Мухаммед Хайдар Дулати был видным государственным деятелем, дипломатом, полководцем, профессиональным историком, публицистом. Значение главного труда М.Х. Дулати «Тарих-и Рашиди» для истории народов Центральной Азии трудно переоценить. Писатель сам стал героем своего времени и своего произведения, мемуаристом, провидцем. Все эти факторы, вместе взятые, дают основание полагать, что произведение Дулати - это выдающийся памятник литературы средневековья, один из основных первоисточников истории Центральной Азии вообще и казахского народа в особенности. В «Тарих-и Рашиди» подробно описывается эволюционное развитие государственности после распада Золотой Орды и возникновения собственно Казахского государства. Этот средневековый труд оставил потомкам свидетельство того, как Казахское ханство постепенно становилось сильным централизованным государством, с существованием которого должны были считаться и другие государства.
В 1533 году, спасая свою жизнь от недругов, М.Х. Дулати перебирается в Индию к преемникам Бабура. В 1541 году он завоевывает Кашмир и до конца своей жизни правит там.
 
Памятник Бауыржану Момышулы. Памятник Бауыржану Момышулы был открыт 12 октября 2000 года в честь 55-летия Великой Победы и к 90-летию со дня рождения героя. На высоком постаменте с саблей в руке возвышается величественная фигура легендарного воина-интернационалиста, философа и писателя. Памятник герою решающего сражения Второй Мировой войны олицетворяет собой проявление воинской доблести многих поколений батыров.
Б. Момышулы был человеком, прошедшим суровую школу войны, не раз глядевшим смерти в глаза, воспитывавшим солдат разных национальностей во имя общей благой цели - победы; он остро чувствовал суть многих явлений и понятий, мог дать им краткое, но меткое по смыслу определение. В Бауке народ видел выразителя своих сокровенных чаяний. Имея независимый самостоятельный характер, острую критику и нежелание подставляться, он постоянно находился в оппозиции к власти. О жизни и деятельности Героя Советского Союза, народного Героя Бауыржана Момышулы повествуется в кинолентах, ему посвящены материалы в истории страны, энциклопедиях, его образы запечатлены на картинах, которые выставляются в лучших картинных галереях ряда стран СНГ и дальнего зарубежья. Его именем названы центр родного Жуалынского района, где открыт одноименный музей, а также село Кременевка, площади, улицы, школы и лицеи.
 
Восточная баня (10 - 12 века). Восточная баня находится на территории древнего городища Тараз (сейчас центральный рынок). Сооружение средневековья представляет собой здание из жженого кирпича-плитки, четырехугольное в плане (10х10 метров), ориентировано по сторонам света. Фрагменты полувыгнутой штукатурки свидетельствуют о том, что некогда баня имела несколько куполов. Внутренние стены разделяли здание на 4 помещения. В юго-западном углу здания находился предбанник, 2-ое и 3-е помещения были комнатами для омовения, 4-ое - комнатой для процедур. Баня имела сложную канализационную и отопительную системы из керамических труб. На северо-западе к комплексу примыкает колодец, обложенный камнем; поблизости археологами был найден грязеотстойник.
В настоящее время восточная баня представляет собой ценность для изучения водоснабжения средневековой Средней Азии и Казахстана. В 1973 году комплекс был обследован экспедиционным отрядом Джамбулского областного историко-краеведческого музея.
 
Мавзолей Даутбека. Мавзолей находится в глубине парка, разбитого на месте древнего кладбища. В начале 20 века мавзолей реконструировали. Даутбек в 13 веке был военачальником монгольского наместника. Надпись на надгробии гласит о том, что он владел мечом и пером, был защитником Корана и правоверных.
 
Мавзолей Бабаджи-Хатун. Мавзолей расположен в 15 к востоку от Тараза; построен в 11 веке. Он известен своим уникальным шатровым куполом. Внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
 
Мавзолей Айша-Биби. Эта усыпальница 11 века расположена недалеко от мавзолея Бабаджи-Хатун. Согласно легенде мавзолей был воздвигнут одним из правителей династии Караханидов над могилой его прекрасной невесты Айша-Биби, дочери суфийского поэта Хаким-Ата. Народные предания гласят, что коварная змея оборвала жизнь юного создания на пути к возлюбленному.
Строение полностью облицовано резными терракотовыми плитками с растительным и геометрическим узором. Сам мавзолей выглядит невероятно легким и изящным. Более восьми веков он стоит наперекор ветрам и непогодам как свидетель незаурядного мастерства древних зодчих.
 
Мавзолей Аули-Ата Карахан. Мавзолей был построен в 11 веке над могилой одного из правителей династии Караханидов. Он представляет собой портально-купольную структуру. Стены постройки возведены из кирпича-сырца эпохи Караханидов. В мавзолее сохранилось оригинальное каменное надгробие.
 
Мавзолей Ша-Мансур. Датируется 13 веком. Мавзолей был построен над могилой одного из наместников монгольского хана. Согласно надписям, сохранившимся на каменной плите, погребенный погиб в 1262 году.
 
Памятник «Джентльменам Удачи». «Джентльмены Удачи» - один из самых знаменитых фильмов советской эпохи. По сценарию позитивной комедии один из ее героев - Василий Алибабаевич - родом из Джамбула. Его цитата: «Хочу в Джамбул, там тепло, там моя мама». Эта фраза сегодня красуется на пьедестале памятника героям комедии, установленном возле центрального базара.
                                                                                                                         
  ( источник centralasia-travel.com)
 
Hosted by uCoz