Уйсун(сарыуйсун)
тамга:
уран:бахтияр, байток
подроды:байтюгей токарстан
абак
Название «уйсун» встречается, начиная со 2 века до н.э. в китайских письменных источниках. Правитель Уйсуней назывался Гуньмо, уйсунские племена имели государственное устройство. Уйсуни - выходцы из степей к западу от Хуанхэ (Ордоса). Жили между Дуньхуанем и Цаньяньшанем, в районе реки Данхэ. Китайский посол, в 138 году отправленный на запад, писал о том, что владения уйсуней насчитывали 630 тыс. человек и они могли поставить 188 тыс. войнов. У уйсуней было 120 тыс. семей. Предводитель уйсуней носил титул гуньмо(кунь баг- князь над князьями). Столица Уйсуней Чигучен - "Красная долина", находилась на берегу Иссык-куля. Этобыл укрепленный город с предместьями. Политическая история Уйсуней, которая в источниках прослеживается с 3 века до н.э., повествует об связях с Китаем, заключение дипломатических отношений. В конце 3 века до н.э. Уйсуни, ветесненные юэчжами, ушли из долины рек Данхэ в Западную Халху. 177 г. до н.э. Уйсуны были побеждены и покорены Гуннами.158-154 год до н.э. Уйсуны отделились от гуннов, заняв территорию Семиречья и Джунгарии, где они смешались с саками и остатками юэчжей. 2 век до н.э. Уйсуни заняли горную область Тянь-Шаня и Семиречье. 53 год до н.э. Усунь распалось на две части и начались распри. Титул малого Куньбека получил представитель царского рода Ожет, ставка которого располагалась в Семиречье. Титул великого Куньбека получил Ян-гуйби, союзник Китая, ставка которого находилась на берегу Иссык-куль. 49 год до н.э. Ожет потерпел поражение от Гуннов. 44  год до н.э.  Гунны вместе с Канлы напали на южных Уйсуней и разграбили столицу - город Чигу-Чен. 42  год до н.э. после сокрушительного поражения от Канлы и Гуннов, Уйсуни ушли на восток под власть Китая. 36 год до н.э. Уйсуни вместе с Китаем совершили поход против Гуннов. 36-33 год до н.э. Куньбек Силыби восстановил государство Уйсунь. 17 год до н.э. брат малого куньбека Уйжинжан начал войну против Силыби, который был убит. 12 год до н.э. Уйжинчан увел часть Уйсуней (80 тысяч семей) в государство Кангюев(Канлы) в качестве рабов, и начал войну против обоих куньбеков. 2 год до н.э. Уйсуни обособлились от Китая 266-281 гг. Гунны вытеснели Уйсуней из Семиречья. 4 век степь переходит под контроль Жужжан. 436 под давлением жужаней Усуни покинули родные кочевья и поселились в западных отрогах Тянь-Шаня и ассимилировались с согдийцами. Начало 5 века государство Уйсуней окончательно приходит в упадок. Считается, что Бешбалык был восточной границей Уйсуней, а на западе границы доходили до Чу и Талас, восточных склонов Каратау. До сих пор точно неизвестно значение термина «уйусунь», оно известно лишь в китайском иероглифическом написании. Однако местность где жили уйсуни называлась так. В Жетысу есть гора Усунь. Значение Уйсунь некоторые ученые связывают с Неьом. По легенде Уйсуни берут своё начало от сына Тобея - Майкы. У Майкы было 2 сына - Ойсыл и Уйсуль. От Уйсуля, или Уйсуня, берет начало племя Старшего Жуза. Таким образом Уйсуни жили на берегу Или и представляли одно из крупных государств того времени. Из китайских источников: «если даже собрать все 40 государств на западе Китая, то они будут уступать уйсуням». Этническая принадлежность Уйсуней до сих пор не выеснена, некоторые считают, что они племя индо-иранского происхождения, а другие- тюркского. Сары-уйсины в основном кочевали в по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияния её с Чу.
 
     Уйсуни – одни из самых древнейших казахских родов, история их продолжительна во времени и весьма богата событиями.
Впервые имя уйсуней упоминается в письме кагана Моде (176 год до н. э.) к китайскому императору: «Мы дали поручение везирю правого крыла, отправили его завоевать западных юечжиев, Тенгри был на нашей стороне, полководец оказался искусным, войска смелыми, конница наша была стремительной, юечжиев он уничтожил... Лоуланов, уйсуней, юечжиев полностью он подчинил хуннам. Таким образом были объединены народы, стреляющие из лука (кочевники). Уйсуни жили на северо-востоке Тянь-Шаня, на землях Лобнора. В 177 - 176 годах до н. э. вошли в подчинение к хуннам. Божественный Моде подчинил себе восточную сторону Тянь-Шаня... А его сын Лаушань присоединил к себе долину реки Или».
Поскольку уйсуни находились в подчинении у хуннов, Елжау-бий, наследник Нанди-бия, вырос, стал полководцем и продолжительное время исправно служил им, возглавив несколько походов.
«Как раз в это время предводитель уйсуней достиг возраста мужчины. Он решил отомстить юечжи за отца, благословленный Тенгри отправился в поход на Запад. Уходя от него, юечжи отступили в Тохаристан, предводитель уйсуней вокруг себя собрал свой народ, подчинил себе народы, бывшие в вассалах у юечжи и живших на ИссыкКуле, и там и остался жить».
Именно с того момента начинается история уйсуней Жетысу - Семиречья, длинная и сложная.
«Столица Великого кагана называется Кызыл курган (Красный курган), город, количество дымов 120 тысяч (дым - значит очаг, семья по-казахски - отбасы), количество душ - 630 тысяч, войска 188 тысяч, земли у них обширные и плодородные, на горах растут густо сосны и ели... обычаи и повадки в быту весьма схожи с гуннскими. У этого народа много лошадей, у богачей (баев) имеется по 4-6 тысяч голов коней. Народ воинственный, смелый, много батыров. Очень сурово обходятся с предателями. Самое сильное государство. Ранее находились под влиянием гуннов. После того как окрепли, вышли из подчинения, обрели свободу. На востоке граничат с хуннами, на северо-западе с племенами канглы, на западе с Ферганой».
Благодаря уйсуням, можно вести летоисчисление казахских государств с далеких, еще до нашей эры веков. Крупнейшие государства и народы древнего мира: Китай, Тибет, хунны, ферганцы, канглы — общались с уйсунями, считались с ними, обменивались посольствами, торговали. Государство уйсуней было одним из древнейших государств Евразии. У тюркских народов очень много легенд и сказок, песен, сказаний о сером благородном волке, и самое древнее, дошедшее до наших времен, принадлежит уйсуням. Некоторые легенды касались Елжау-бия, сына Нанди-бия.
 
Усунь. Правление усуньского Большого Гуньми в городе Чигу, от Чан-ань в 8.900 ли. Народонаселение состоит из 120.000 кибиток, 630.000 душ; строевого войска 188.800 человек. Сян-да-лу, Цзо-да-лу, Ю-да-лу, два Гян, три Хэу, Да-гян, Ду-юй — по одному, два Дагянь, один Да-ли, два Ше-чжун Да-ли, один Ки-гюнь. На восток до местопребывания наместника 1.721, на запад до кангюйской границы 5.000 ли. Земли ровные и травянистые; страна слишком дождливая и холодная. На горах много хвойного леса. Усуньцы не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде. В обыкновениях сходствуют с хуннами. В их владении много лошадей, и богатые содержат их от 4.000 до 5.000 голов. Народ суров, алчен, вероломен, вообще склонен к хищничеству. Усунь считается одним из сильнейших владетелей. Прежде он был под зависимостью хуннов; впоследствии, усилившись, подчинил себе многие другие владения, и отказался от поездок в орду хуннов. Владения его на востоке смежны с хуннами, на северо-западе /65/ с Кангюем, на западе с Даванию, на юге с разными оседлыми владениями. 60 Первоначально сия страна принадлежала народу Сэ - Большой Юечжы на западе разбил и выгнал 61 сэского владетеля. Сэский владетель перешел на юг за Висячий [191] переход; Большой Юечжы удалился на запад и покорил Дахя; усуньский Гуньмо остался на его землях: посему-то между усуньцами находятся отрасли племен сэского и юечжыского. Вначале Чжан Кянь представлял, что усуньский владетель в одно время с Большим Юечжы кочевал около Дунь-хуан; ныне хотя он усилился, но щедрыми подарками можно склонить его опять перейти на восток на прежние земли, выдать за него царевну и вступить с ним в брачное родство, дабы обуздать хуннов. См. повествование о Чжан Кянь. Ву-ди, по вступлении на престол, отправил в Усунь Чжан Кянь с дорогими подарками, и Гуньмо принял его как шаньюй. 62 Чжан Кянь, приведенный в большой стыд, сказал ему: «Государь! Сын Неба прислал дары тебе; если не желаешь поклониться, то возврати дары». 63 Гуньмо встал, и сделал поклонение; прочее шло по обыкновенному. Гуньмо имел более десяти сыновей. Средний сын Далу по телесной силе мог быть предводителем. Он имел до 10.000 конницы, и кочевал отдельно. Старший его брат объявлен был наследником престола, а у него был сын Сэньцзу. Наследник давно /66/ умер, и при смерти просил Гуньмо, чтоб непременно объявить Сэньцзу преемником по нем. Гуньмо по жалости согласился на его просьбу. Далу рассердился: собрал родовичей своих, чтоб отложиться, и умышлял напасть на Сэньцзу. Гуньмо дал Сэньцзу 10.000 конницы, и особо поселил его, а для охранения себя также оставил около 10.000 конницы. Сим образом государство разделено было на три части, под верховною зависимостью от Гуньмо. Чжан Кянь, по прибытии к нему с дарами, объявил волю своего государя, что ежели Гуньмо переселится на восток, на прежние свои земли, то китайский Двор выдаст царевну за него и вступит с ним в брачное родство, дабы общими силами удобнее поразить хуннов. Усунь, по удаленности от Китая, еще не имел понятия о могуществе сей державы; сверх сего, близок был к хуннам, и много времени находился в зависимости от них. Почти все старейшины не желали переселения. Гуньмо был в преклонных летах, и по причине разделения земель, не мог полновластно управлять; почему отправил своего посланника препроводить Чжан Кянь, и в возблагодарение послал Двору несколько десятков лошадей. Его посланник видел силу и богатство китайского народа, и возвратился в свое государство. [192] После сего усуньцы начали уважать китайский Двор. Хунны, узнав о связи их с Китаем, рассердились, и предприняли произвести нападение. Между тем китайские посольства одно за другим проезжали в Давань и Большой Юечжы по южную сторону Усуни; почему усуньский Гуньмо начал опасаться, и отправил в Китай посланника, чрез которого изъявил желание вступить в родство с китайским Двором чрез женитьбу на китайской /67/ царевне. Сын Неба отдал это на мнение государственных чинов, которые положили выдать царевну за него, и отправить ее в Усунь, по получении сговорных даров. Усуньский Гуньмо прислал 1.000 лошадей. 64 В средине правления Юань-фын, в 107 году до Р.X., китайский Двор отправил Си-гюнь, дочь князя 65 Гянь, в качестве царевны в супруги ему; пожаловал ей колесницы, одеяние, разные царские вещи, и несколько сот чиновников, евнухов и прислуги, а в напутствие одарил весьма щедро. Усуньский Гуньмо поставил ее младшею супругою. Хуннуский шаньюй также выдал за Гуньмо дочь свою, которую Гуньмо поставил старшею супругою. Царевна по прибытии к его Двору построила для себя дворец. В три месяца единожды имела свидание с Гуньмо, и делала пир для него; при сем случае Гуньмо, вельмож и приближенных его дарила вещами. Гуньмо был стар и не знал китайского языка. Царевна в скуке и тоске сочинила следующую песню:
 
Выдали меня родственники
В дальнюю сторону;
Отдали в чужое царство
За усуньского царя.
Живет в круглой хижине,
Обтянутой войлоками;
Питается мясом,
Пьет молоко.
Как вспомню об отчизне, —
Сердце занывает.
 Желала бы диким гусем быть,
Чтоб возвратиться на родину.
 
Сын Неба, услышав о сем, почувствовал жалость /68/ и через год отправил к ней посланника с палатками и шелковыми тканями. Гуньмо, будучи стар, хотел выдать царевну за внука своего Сэньцзу. Царевна не послушала его, и представила об этом Двору. Сын Неба в ответ советовал ей сообразоваться с обыкновениями народа, дабы при помощи усуньцев уничтожить хуннов. И так Сэньцзу [193] женился на царевне, и по смерти Гуньмо возведен на престол. Сэньцзу есть название достоинства; имя его Гюньсюйми. Гуньмо есть титул владетеля, а имя его Лйегяоми; после стали писать Гуньми. 66 Сэньцзу, женившись на Гян-ду царевне, родил от нее дочь Шофу. По смерти царевны китайский Двор выдал за Сэньцзу Гяй-ю, внуку князя 67 Мэу, в качестве же царевны. Ними, сын Сэньцзуев от хуннуской супруги, еще был малолетен. Сэньцзу, пред смертью, поручая царство Унгуймию, сыну младшего по отце дяди Далу, сказал: когда Ними подрастет, то возврати ему престол. Унгуйми, по вступлении на престол, принял наименование Фейван, и женясь на царевне Гяй-ю, родил от нее трех сыновей и двух дочерей. Старший сын назывался Юань-гуйми, второй Ваньнянь, бывший владетелем яркянским, и третий Далэ, служивший при Гуньмо в должности Цзо-да-гян. Старшая дочь Дишы выдана была за кучаского владетеля Гянбиня, младшая Согуан 68 за одного из своих князей. В царствование Чжао-ди [86 - 74 гг. до н.э.], за 80 до Р.X., царевна донесла, что хунны выслали конницу для /69/ облавы в Чешы, и чешысцы, действуя за одно с ними, обще нападают на Усунь: почему просила Сына Неба подать помощь. Китай уже приготовлял войско для нападения на хуннов, но в сие самое время Чжао-ди скончался. [73] По вступлении Сюань-ди на престол, за 73 до Р.X., царевна и Гуньми отправили посланника с представлением, что хунны опять несколько раз высылали большое войско для нападения на Усунь, овладели страною Чеяньвушы, и увели людей в плен; что они присылали посланника с требованием выдать им царевну и прекратить связь с Китаем; что он, Гуньми, желает двинуть отборные войска с половины государства, и выставить 50.000 конницы на своем содержании, чтоб всеми силами ударить на хуннов, только бы Сын Неба выслал войско для содействия царевне с ним. И так Китай выставил 150.000 конницы. Пять полководцев в одно время выступили в поход разными дорогами. Китайский Двор отправил пристава Чан Хой для надзора за усуньским войском. Гуньмо с своими князьями и 50.000 конницы вступил в земли; хуннов с западной стороны и прошел до стойбищ Лули-князя. Он увел в плен до 40.000 человек, в числе которых были [194] шаньюевы родственники и множество знатных предводителей; получил в добычу более 700.000 голов лошадей, рогатого скота, верблюдов и ослов. Всю эту добычу усуньцы взяли себе, и возвратились. Сие происходило в [71] третье лето правления Бэнь-шы, за 71 до Р.X. Китайский Двор отправил чрез Чан Хой разные [64] подарки для отличившихся усуньских старейшин. Во второе лето правления Юань-кхан, 64, усуньский Гуньмо чрез Чан Хой представил китайскому Двору, что он Юаньгуймия как /70/ внука Дома Хань с женской стороны, желает объявить преемником по себе и еще женить на китайской царевне, чтобы чрез сие сугубое брачное родство совершенно пресечь связь с хуннами, а для сговорных даров посылает лошадей и лошаков по тысяче голов. Указано отдать это представление на рассмотрение чинов. Сановник 69 Сяо Ван-чжи настоял, чтобы отказать, потому что Усунь слишком удален и трудно ручаться за его постоянство. Но государь, похваляя Усунь за недавно оказанные великие услуги, и затрудняясь пресечь прежние связи с ним, 70 отправил посланника в Усунь, чтоб предварительно принять сговорные дары. Гуньми, наследник его, Цзо-да-гян, Ю-да-гян и Ду-юй отправили в Китай посольство слишком из 300 человек, для принятия младшей царевны. И так государь младшую сестру усуньской царевны Гай-ю признал царевною, дал ей штат из ста слишком человек, и поместил во дворце, чтоб училась усуньскому языку. Сын Неба сам прибыл в Пьхин-лэ-гуань, собрал там хуннуских посланников, владетелей и старейшин иностранных, угостил их при разных зрелищах и отпустил. После сего отправил Чжан-лу-хэу, 71 а сановника 72 Чан Хой, помощником его. Всего четыре человека с бунчуками поехали провожать младшую царевну, и прибыли в Дунь-хуан; но еще до отправления за границу получили известие о кончине усуньского Гуньми Унгуйми. Усуньские старейшины, вследствие первого условия, на престол возвели Ними, сына Сень-цзуева, под наименованием Куан-ван. Чан Хой представил, чтоб младшую царевну /71/ пока оставить в Дунь-хуан, а ему дозволить наскоре отправиться в Усунь, сделать выговор за обойдение Юаньгуймия, и уже по возвращении взять младшую царевну. Дело сие отдано на рассмотрение чинов. Сяо Ван-чжи опять представил, что [195] «Усуньцы держатся двух сторон, и трудно вступить в договор с ними. Прежние царевны находились в Усуни более сорока лет; но не видно было искренней супружеской любви, и границы не могли еще насладиться спокойствием, что самое и служит доказательством. Ныне к счастию для Срединного государства, не нарушая слова пред иноземцами, можно обратно взять младшую царевну под тем предлогом, что Юаньгуйми не возведен на престол. Если же не оставить младшей царевны, то сие обстоятельство может произвести войну». Сын Неба согласился на его мнение, и младшей царевне приказал возвратиться. Куанван опять взял за себя царевну Гяй-ю, и родил от нее сына Чжими, но не имел согласия с нею; сверх сего, по своим неистовствам лишился народной любви. Китайский Двор отправил военного сановника 73 Вэй Хо-и и князя 74 Жень Чан препроводить принца, служившего при Дворе. Царевна объявила им, что Куанван притесняет подданных, и легко истребить его; почему согласились сделать пир, на котором один китайский ратник ударил Гуньмо палашом; но удар вскользь последовал и раненый Куанван, сев на лошадь, ускакал. Сын его Сисэньсэу, собрав войско, окружил Вэй Хо-и, Жень Чан и царевну в городе Чигу. Обложение продолжалось несколько месяцев, и прекратилось, когда уже /72/ пришли войска из разных владений, посланные наместником Чжен Ги. Китайский Двор отправил нарочного с лекарствами для излечения Куанвана, присовокупив к тому 20 лан золота и несколько кусков шелковых тканей. [Вэй] Хо-и и [Жень] Чан, скованные, привезены из Юйли в клетке, и отрублены им головы. Чжан Вун, правитель дел при главнокомандующем, 75 отправлен произвести следствие об умысле царевны с посланниками против Куанвана. Царевна не признавалась и клялась. Чжан Вун бил ее по голове и ругал. Царевна пожаловалась государю, и Чжан Вун по возвращении также приговорен к смерти. Посланников товарищ Ги Ду явился к Куанвану с лекарем, и Куанван в сопровождении десяти конных проводил его. Когда Ги Ду возвратился в столицу, то обвинили его за то, что он, зная, что Куанван заслуживает смерть, не воспользовался случаем, и за это посажен в шелкодельну. Уцзюту, сын покойного Фэйван-Унгуймия от хуннуской царевны, в то время, как Куанван был ранен, от страха удалился с прочими [196] Хи-хэу в северные горы. Он разглашал, что из дома матери его скоро придут хуннуские войска; почему народ собрался к нему. После сего он, неожиданно напав на Куанвана, убил его, и сам объявил себя Гуйми. Отправленный китайским Двором военачальник 76 Синь Ву-хянь с 15.000 войска прибыл в Дунь-хуан. Послан нарочный осмотреть места от колодца Би-тьхи-хэу-цзин 77 на запад, чтобы каналом доставить туда /73/ хлеб и заготовить временные магазины для предполагаемой войны. В свите царевны Гяй-ю находилась Фын Ляо, женщина, сведущая в истории и опытная в делах. Иногда царевна отправляла ее посланницею в оседлые владения для раздачи подарков, присылаемых от Двора. Владетели имели уважение и доверенность к ней, и называли ее Фын-фу-жинь. 78 Она выдана была за усуньского Ю-да-гян. Как Ю-да-гян был в дружбе с Уцзюту, то наместник Чжен Ги чрез Фын-фу-жинь предложил Уцзюту, что китайские войска готовы к походу, и он не преминет погибнуть, если не покорится. Устрашенный Уцзюту изъявил желание иметь младший титул. Сюань-ди потребовал Фын-фу-жинь в столицу, и лично спрашивал ее о сем деле; а потом отправил двух чиновников обратно препроводить ее. Фын-фу-жинь ехала в камчатной колясочке 79 и с бунчуком в руке. Уцзюту получил от Двора предписание явиться к Чжан-ло-хэу в Чигу. Юаньгуйми поставлен старшим, а Уцзюту младшим Гуньми, и обоим даны печати с кистями. Пхо-кян Гян-гюнь не выступая за границу, пошел в обратный путь. После, когда Уцзюту не всех возвратил принадлежащих князьям людей, то китайский Двор снова отправил Чжан-ло-хэу[Чан] Хой в Чигу с гарнизоном из трех отрядов военнопоселян: почему Хой разделил народ и назначил межи землям. Старшему Гуньми досталось около 60.000, а младшему около 40.000 семейств или кибиток: но народ более привязан был к младшему Гуньми. Юань-гуйми и Чжими оба умерли от болезни. Царевна представила Двору, что на, будучи /74/ престарелою, помышляет о родине, и желает возвратиться, дабы кости свои похоронить в китайской земле. Сын Неба сжалился, и дозволил царевне с тремя своими усуньскими детьми мужеского и женского пола [197] приехать в столицу. [51] Это происходило в третье лето правления Гань-лу, 51. В сем году минуло царевне 70 лет от рождения. Государь пожаловал ей земли, дворец, слуг, служанок, весьма хорошее содержание, и дозволил являться к Двору с преимуществами царевны. По прошествии двух лет она скончалась, и три внука остались охранять кладбище ее. Синми, сын Юаньгуймиев, поставлен старшим Гуньми. Фын Фу-жинь представила Двору, что она желает отправиться в Усунь для утверждения Синми, и ей дано сто китайских ратников для препровождения. Наместник Хань Сюань представил Двору, чтоб высшим чиновникам усуньским дать золотые печати с пурпуровыми шнурами, дабы придать важность и силу Большому Гуньми. Двор утвердил это. Наместник Хань Сюань еще представил, чтобы Синми, как человека слабого и робкого 80 уволить, а на его место постановить дядю его, Цзо-да-гян Лэ; но Двор не согласился на это. Впоследствии Дуань Хой-цзун, вступив в должность наместника, призвал обратно бежавших мятежников, и тем успокоил волнение. По смерти Синми, сын его Цылими поставлен младшим Гуньми. По смерти Уцзюту сын его Юли возведен на его место, и убит младшим своим братом Жини. Китайский Двор отправил Фумиева сына Аньжи младшим Гуньми. Жини бежал в Кангюй. Китайский Двор перевел гарнизон в Гумо, чтобы при случае напасть /75/ на Жини. Отправленные Аньжием трое старейшин Гумони и пр., притворясь бежавшими, присоединились к Жини и закололи его. Наместник Лянь Бао подарил Гумонию с прочими золотого идола в 20 лан весом и триста кусков шелковых тканей. Впоследствии и Аньжи убит от поддавшихся ему. Китайский Двор постановил на его место младшего его брата Мочженьгяня. В сие время старший Гуньми Цылими поступал с твердостью, и Хи-хэу повиновались ему. Он обнародовал, чтобы никто не смел пасти свой скот на его пастбищах. Настала в его владениях глубокая тишина и мир, подобно как во времена Унгуймиевы. Младший Гуньми Мочженьгян, опасаясь быть покоренным от него, подучил старейшину Учжиляна притворно поддаться и заколоть. Китайский Двор хотел оружием на-- казать Мочженьгяна, но не в силах был сделать сего: почему отправил хуннуского пристава Дуань Хой-цзун с большою суммою, чтобы он с наместником употребил свои меры. Они постановили Ичими, внука Цылимиева от царевны, старшим Гуньми. Китайский Двор задержал [198] в столице сына младшего Гуньми. По прошествии некоторого времени Наньци, князь старшего Гуньми, убил Мочженьгяна. Аньлими, племянник Мочженьгянов от старшего брата, объявлен младшим Гуньми. Китайский Двор, сожалея, что сам не мог наказать Мочженьгяна, вторично отправил Дуань Хой-цзун отсечь голову наследнику его Панцю. Дуань Хой-цзун, за успешное исполнение препоручения, по возвращении, награжден княжеским достоинством. 81 Сие [11] случилось во второе лето правления Юань-янь, 11. Хотя князь 82 /76/ Наньци не по воле китайского двора убил Мочженьгяна, но Дуань Хой-цзун представил, чтоб за усмирение мятежников дать ему чин Гянь-шеу Ду-юй, а у Да-лу, Да-ли и Да-гянь, по случаю убиения Цилимия, отобрать золотые печати с пурпуровыми шнурами, на место же оных дать медные с черными шнурами. Бихуаньчжи, младший брат Мочженьгянов, непосредственно участвовавший в убиении старшего Гуньми, взяв до 80.000 душ своих подданных, ушел на север в Кангюй в предположении испросить вспомогательных войск для покорения обоих Гуньми. Тогда оба Гуньми пришли в страх и положили всю надежду на наместника. При Айди, во второе лето правления [1] Юань-шеу, 1 до Р.X. Большой Гуньми Ичими в одно с шаньюем время приехал к китайскому [3] Двору, который принял их с честию. В третье лето правления Юань-ши, 3 по Р.X., Бихуаньчжи, чтобы выслужиться пред Китаем, убил Ужилина. Китайский Двор дал ему княжеское достоинство. 83 Оба Гуньми были слабы, и Бихуаньчжи притеснял их, за что и сам убит наместником Сунь Гянь посредством нечаянного нападения. С того времени, как Усуньское владение разделено на две части, китайский Двор много имел забот, и ни одного года спокойно не проходило
Hosted by uCoz