Жалаир
|
|||||||
тамга:
|
|||||||
уран:бахтияр, кабылан, барыбай
|
|||||||
тарак
|
|||||||
подроды: акбиюм андас арыктыным байчигир балгалы кальпе кайшылы карашапал кушук мырза оракты сиырши сыпатай
|
|||||||
По свидетельству монгольского историка Санан-Сесена джалаиры происходят из многочисленной и сильной группы монголов, известных под именем Еке-монгол (великие монголы). С самого начала деятельности Чингисхана джалаиры приняли его сторону и участвовали в походах его в Китай, Тибет, Туркестан и Персию. Знаменитый полководец Чингисхана Мукулы-Гован, покоритель Китая, происходил из рода джалаир. Во времена Чингисхана и позднее джалаиры были разделены на четыре группы: первая - оставалась в Монголии и Китае, вторая - передана детям Джочы и по всем преданиям поселилась на восток от среднего течения р. Чу и называлась Чу-манак; третья группа утвердилась в долинах Чирчика и Ангрена и известна в истории под именем Джалаирской Орды (другое название Сыр-манак); четвертая группа с Гулагу-ханом ушла в Персию.
Джалаирская Орда в начале возвышения Тимура поддержала его, но в 1370 году она перешла на сторону его противников дулатов, за что была разгромлена и рассеяна Тимуром. Персидская группа играла в Иране руководящую роль; джалаирская династия даже царствовала в Северной Персии, а одно время даже в Багдаде. Главную часть наших джалаиров составляют чу-манаковцы, к которым в 1370 году присоединились беженцы из сыр-манаковцев. Джалаиры все время находились в восточной части Улуса Джочы, известной под именем Белой Орды (династия Орда-Ежена). Во времена Тимура, чуманаковцы составляли ядро армии Орус-хана и его сыновей. В 15-16 веках они находились, приблизительно, в тех же местах. В 1588 году сын Оннан-султана Ураз Мухамед и его приближенный Кадыр- Карачи (Карачи - нечто вроде министра) попали в Сибири в плен русским и отправлены были в Москву. Кадыр составил родословную Ураз-Мухамеда. По-видимому, в это время джалаиры были около Улу-Тау и Кокшетау. Перед погромом 1723 года джалаиры, как это видно из преданий, опять вернулись к р. Чу. От нашествия калмыков джалаиры бежали, по-видимому, в Бетпак-дала и пострадали сравнительно меньше. В изгнании джунгар джалаиры приняли деятельное участие, в 1757-58 годах были в низовьях р. Аягуз, откуда они повернули в Копальский уезд, где в настоящее время и проживают. Жалайыры, обладатели тамги – Тарак », - пишет в 1602 году Кадыргали Джалаири в своей книге «Летопись историй» ( «Жами ат-тауарих»), преподнесённой им в городе Москве царю Руси Борису Годунову, про которую первый выдающийся учёный казахов Чокан Валиханов ( чингизид из рода «Торе» ) в XIX веке пишет следующее: « Язык Жами ат – тауарих (К.Жалайыр) совершенно джагатайский, очень близкий нынешнему киргизкайсацкому ( казахскому) имеет впрочем несколько слов и оборотов не совершенно ясных.« Сам термин джалаир является монгольским вариантом названия «царского» племени Второго Уйгурского каганата Йаглакар – йала эр », - пишет Ю.А. Зуев в книге «Письменные памятники востока. Историко – филлологические исследования» (г. Москва, 1972г.), где отметим, что на момент существования этого каганата, который точнее назывался Тогуз Огузским каганатом, монголы как нация ещё не существовали, но здесь в этом предложении наблюдаются племенное наследие и преемственность тюркского корня в наименовании государственного образования. « Джалаиры считают себя родственниками туркмен; по их словам, туркмены и они происходят от одного родоначальника – Сархан –ата », - утверждает Гребенкин А.Д. в статье «Узбеки» в сборнике «Русский Туркестан», 1872 г. «Джалаиры – усунское племя», - пишет С.М.Абрамов (Абрамзон, «Киргизы и их этногенитические и историко-культурные связи», 1971 г.), это повторяет опираясь на первого О.Каратаев в книге «Словарь киргизких этнонимов» (г. Бишкек, 2003г.): « Жалайыр – солто уруусунун курамында?ы урук » ; им вторит Ч. Валиханов (XIX в.н.э.) в своём труде «Родословная киргизов (казахов)» следующее: « Тобей, от Тобея уйсун, от уйсуна … мекиреил (жалайыр), майкы (абак) … племена произошли ». С течением времени обстоятельства и его персонажи выцвечиваются забытыми красками и история становится как бы придуманной, ненастоящей – это эффект перехода от черно – белой картинки к цветной; но ведь цвета радуги были всегда … ; и понимая, что этим самым делаю вызов давно устоявшимся вариантам данного вопроса – я всё же продолжу развивать его, опираясь на первоисточники и приводя цитаты из них ( не ленясь это делать). Вот выдержка из многотомного титанического и исторически важного для нашего народа коллективного труда историко- исследовательского центра «Алаш» «История казахских родов и племён» ( VIII том, г.Алматы, 2007г.): «…родословная Жалайыров ведёт своё начало от Нукуза, потомка младшего брата Ельхана »; и еще следующая схема из этого же VIII тома : « Древняя родословная Жалайыров (по данным Рашид ад – Дина ) : Адам Сафиолла >…пророк Нух > Иафес >Турик>…Алынша > Монгол >Карахан >Огызхан > Кунхан > Айхан > Жулдыз > Менли хан > Тениз хан > Елхан > Нукуз > Дарликен > Жалайыр…», и далее приводятся варианты наименований десяти джалаирских родов того времени, которые будут в полном объёме описаны позжев обобщённой схеме родословной выше названного племени; а сейчас приведу выдержку из Рашид ад – Дина по поводу этих родов: « … их называли белагэ. Это племя джалаир состоит из десяти больших ветвей, из которых каждая в отдельности стала многочисленным народом; они следуют в таком распределении и порядке: джат, тукараун, кунксаут, кумсаут, уят, нилкан, куркин, тулангит, тури, шанкут » ( писал он на персидском языке в ХШ в.н.э.). И опять возвращаясь к уйсунским корням джалаирского племени мы наблюдаем это у Н. Аристова (XIX век): «… от Бактияра уйсун и ойсыл; от уйсуна: аксакал – абак и жансакал – тарак (от которого джелаиры); от абака караша, от караша байдибек; от байдибека: албан, дулат, суан, шапырашты, сарыуйсун, ошакты, ысты племена происходят »; а также Ч.Валиханов пишет: « Большую Орду образуют четыре основных племени: Дулат, Жалайыр, Абдан (Албан), Суан, все они вместе общим наименованием Уйсун именуются »; и в подтверждении этого батыр и государственный деятель Шапырашты Казыбек бек Тауасарулы, живший в XVIII веке и принимавший самое активное участие в борьбе казахского народа против джунгарского нашествия, ведя родословные вышеназванных лиц Абака и Тарака от Уйсуна пишет в своей книге «От далёких предков до меня» следующее: « Один из потомков Уйсуна Сакал (Сарсакал) имел двух сыновей Акдарлы (Аксакал) и Жандарлы (Жансакал). А также их прозывали соответственно Абак (абак тамги носитель) и Тарак ( тарак тамги носитель): Абак - , Тарак – Ш. От Жандарлы родился Мерке, по прозвищу Жалайыр ».По схеме видно, что сегодняшние джалаиры Джетысу и Казахстана в целом, только часть, осколок всего древнего и некогда могучего тюркского племени и 14 родов живущих на данной территории – это только в XV веке н.э. образовавшиеся новые этноединицы джалаиров – манак. Сразу, после рассмотрения данной структуры, беря быка за рога или хватая лошадь за гриву (кому как нравится) и пропуская её вводную верхнюю часть до Абак – Таракский период родословной: « Тюрки > … Арыс… > …Бактияр… > …Уйсун… > …Сакал…» перейду к анализу ключевого вопроса настоящего эссе: «…Жандарлы (Жансакал) > Мекре (Жалайыр)… > …Нукуз + Киян…», из этого списка последние оба, которые всеми историками, исследователями и составителями Шежере (родословных) утверждаются как праотцами джалаирских родов у всех национальностей где они есть, в том числе у казахов и современных монголов (в том числе), а также общетюркского достояния Чингисхана Тарак-теги и его потомков. Принимая за аксиому, что ни один летописец о тех временах и учёные последних столетий не были современниками тех событий и принимая за факт, что все они говорят и пишут о двух братьях Нукузе и Кияне с их семьями, родственниками и челядью, которые, скорее всего, в III – IV вв.н.э. во времена существования государства Сянби и после поражения в войне Уйсуно-Гунской формации от Каракидань - Жужанского союза спасаясь бегством, укрылись в месте называемом, по легенде, Эргэнэ-хон (в горах Алтая), где их многочисленные потомки провели буквально в заточении не одно столетие. Выше названные Нукуз и Киян, и есть родоначальники общности единого Древа под наименованием «Дарликены» в IХ- XIV вв.н.э. (Дарлигины , IV – IX вв.н.э.) и его двух основных ветвей: «нукузской» и «киятской» («кият» от «киян» во множественном числе), потомки которых известны как обладателии носители тамги «Тарак» ( у казахов тамга «Тарак» является абсолютным гербом родов Торе и Таракты; одним из родовых гербов родов Тама и Табын племени Жетыру; и является абсолютным племенным гербом племени Жалайыр ).И к месту будет привести следующие строки из книги Шапырашты Казыбек бека Тауасарулы (XVШ век н.э.) «От далеких предков до меня»: « Темир (Чингис) тоже родом из племени Жалайыр (Мерке). …Чингис хан – Темир является в двадцать пятом колене потомком Мерке (настоящее имя Жалайыра) сына Жандарлы. … Поэтому у Чингиса и у его потомков «торе» тамгой является «Тарак». В те времена, ни монгол, ни казах названий не было, все были известны по своим родам и племенам. …Он, ведя войну против многих на Аргынов, Уйсунов, Кипчаков не нападал. Наоборот служил интересам их войск. …А почему Чингисхан города Уш, Актобе, Тараз, Отрар, Бакын порушил и буквально сравнял с землей – так они были под властью кара китаев…». Должен специально для вас и впервые публично сделать возможно крамольное заявление, что кочевых племен не 92 как утверждает традиция, а гораздо больше. Одни только КУРАМА насчитывают более 40 племен. Мной были произведены полевые исследования всех пяти областей Котловины, что сделать чрезвычайно сложно при нынешнем противостоянии трех республик. Благо тогда была советская власть и мы со студентами объездили все, что называлось населенным пунктом. Удалось на 100% составить топонимические карты Андижана, Намангана, Ферганы и на 80% Оша, Ходжента. Есть такие дебри, не считающиеся в современном понятии населенным пунктом, но сохранившие этнотопоним. Одних только Алты-буз, Алты-куз. Алты-уул, Алты-арык либо Беш-бола, Беш-капа, Беш-кыз, Беш-юрт, Беш-от, Беш-марза и подобных мы насчитали десятками. Самые распространенные этнотопонимы: ДЖАЛОИР, КЕНАГАС, МИНГ, НАЙМАН, ПАКАНА, ТУРК, ЮЗ, ЁБЫ, УЙГУР, КАШГАР. Перечисление по убыванию. Были составлены подробные карты с привязкой топонимов и историкоэтнографическим описанием их. Однако когда власти узнали как неграмотно они обозначают населенные пункты, началось гонение на эти изыски. Мы споткнулись на селении Джалоир недалеко от Риштана. Оно у них называлось Жала - Ер (пишу по узбекской орфографии), что буквально означает "земля, побитая градом". Одним словом, хотел сообщить, что наименования почти всех племен кыргызов и кочевых узбеков бесспорно являющихся потомками монгольских и тюркских праэтносов, можно обнаружить в топонимике Ферганской Котловины. Я могу добавить весьма интересные данные о жалаирах. Цитирую В.А. Туголукова - Этнические корни тунгусов//Этногенез народов Севера. - М: Наука, 1980. "В XII- XIII вв. и позже в составе монголов находились некие джалаиры, подчиненные роду Чингисхана еще при детях его прадеда "в седьмом колене"-Дутимина. Рашид-ад-дин писал, что по своему происхождению джалаиры не считались монголами, как не считались ими татары, меркиты, тумэты. Вероятно, более древним фонетическим вариантом этнонима"Джалаир" является Иологэ. Применительно к VII в. Бичурин писал: "Иологэ есть родовое прозвание Дома ойхор", т.е. уйгуров. У тунгусов роду Иологэ соответствует род Иологир. Начало проникновения джалаиров-иологиров на север Сибири можно связывать с событиями XIII в., когда "Чжалаирский (хан) Чжебке с испугу (перед Чингисханом) бежал в страну Баргузинскую" (Сокр.сказание). Оттуда джалаиры, по-видимому, проникли в бассейн Нижней Тунгуски, где в начале XVII в. они были известны русским под названием рода "Елигин". - С.162. Мои комментарии. Хотелось бы отметить, что предка саха Эллэя также называют "царским сыном" и исследователи его имя выводят от уйгурского слова эль. Слово джалаир возможно иного происхождения чем иологир. Так в языке саха имеется схожее слово салай, салайар - руководить, управлять. Но джалаиры представляются безусловными потомками иологиров, об этом писали еще Зуев и Ахинжанов. Читайте люди Туголукова, Ахинжанова и Зуева и других отечественных (советских) авторов, больше узнаете. Не слишком доверяйте всяким там Груссе, у них академической то науки как таковой нету, чего уж там говорит. Все, до встречи. доверяй |
|||||||