Жетыру
ЖЕТИРУ Племенное объединение Младшего жуза, в него входят роды кердери, тлеу, жагалбайлы, рамадан, табын, тама и кереит. Каждый из них имеет свою тамгу и уран (клич), что свидетельствует о древнейшей истории этих родов. По данным родословной, каждый род Ж. берет начало с четвертого колена рода алшын Надира Кожа. По имеющимся в настоящее время летописным свидетельствам после распада ранее состоявшегося объединения родов алшын образовались три объединения родов Младшего жуза. Это двенадцать колен Байулы, шесть колен Алимулы и Жетиру. В настоящее время потомки Ж. проживают в Актюбинской, Западно-Казахстанской, северных районах Оренбургской областей
ЖАГАЛБАЙЛЫ Род объединения Жетыру. Согласно родословной от Жагалбайлы родился Мырза. От него Болис, Манатау, Ормантай, Кутманай,Сиракты, Балкожа, Бозбет), Лез (от него – Аккожа, Бескорек, Болды, Караша, Бодес, Есенкала, Ширек). Жагалбайлы в основном населяют Западно-Казахстанскую, Актюбинскую области, юг Оренбургской области России. Родовая тамга – топор, боевой клич – Манатау
ТАБЫН Один из многочисленных подродов Жетиру. Первые сведения о Т. наблюдаются в записях М. Тевкелева. До монгольского нашествия они жили в степях Западного Казахстана, значительная часть переехала в северные регионы и соединились с башкирами. Об этом указывается в записях арабского путешественника Ибн-Фадлан.В исследованиях С.И. Руденко есть сведения о том, что до монгольского нашествия у башкиров было двенадцать родов, среди них Т. Имеются разные данные о распространении Т. В исследованиях М. Тынышбаева указано, что у Т. было четверо сыновей: Жаманкерей, Бозым, Бегим, Кайыркожа, именем которых стали называться роды. В другой летописи у Т. были сыновья: Шомишти, Таракты, Косеп. В свое время потомки Шомишти зимовалии в песках Сама и Устюрта, их джайляу тянулись до р. Эмба. Потомки Таракты жили в районе Оренбурга, Актобе, Илека, в основном по рекам Кара Хобда, Большая Хобда. Зимовье потомков Косепа – пески Барсук, нижнее течение Сыр-Дарии, летние пастбища – на берегах реки Торгай и Тобыл. Если глубже изучить родовой знак Т. то можно наблюдать, что в составе этого рода есть представители других родов. Общий родовой знак Т. – тостаган (деревянная чаша). Плюс к этому – О – (черпак, у Табынов Шомишти) и 1 (алиф). Сравнивая эти знаки, ученые этнографы пришли к выводу, что они имеют родственную связь с родами Жалайыр, Албан и Дулат Старшего жуза. Такая тамга и у рода Бозым. Знак Алиф или чембур принадлежит роду Канлы, знак Тарак встречается и у Жалайыра. Одна из записей летописи Т. встречается в «Материалах использования земельу киргизами». В ней написано: Т – Жалайыр, Жаман-Керей (Таракты-Табын). Смешение Т. с другими родами видно из их общих родовых кличей. По данным Н.И. Гроднева клич Табынов из Сыр-Дарии – Серке, Тостаган, а у западных Т. – Алаш.
ТАМА Подрод Младшего жуза рода Жетиру. Об этом даются сведения в русской литературе 1748-65 гг., в записях М. Тевкелева и П.И. Рычкова. В летописи в составе Т. имеются роды Есенкельди, Жоги, Жабая. В сведениях изучения Н.И. Гродского, Мейера и др. Т. тамга одинаковы с кипчаками. Т. в основном селились на земле кипчаков, Южного Урала, в устье рек Урала и Тобыла. В XIV-XVI веках один из крупных родов в Дешт-и Кипчаке, Казахском ханстве, Ногайской орде. Большинство из них жили около Оренбурга, Актюбинска, Троицка, другая – в Среднем Казахстане, по р. Сарысу. Клич – Карабура.
ТОРТКАРА В своих трудах М.И.Тевкелев и А.Левшин указывают на то, что этот род вышел из племени Алимулы. По родословной от Т. родились Караш, Оразкельды, Ораз, Жаншукир, от них – Токпан, Аппак, Касым, Торым, Бакшак, Мазы, Келтекара, Куламан, Култас, Аккииз, Каракиси, Сейткул, Шобан, Талтекем, Конысбек, Каракемпир. Это относится к XYI-XYII векам. Основное зимовье торткаринцев - нижнее течение Сырдарьи, летом, пройдя Каракумы, останавливались в долине Иргиза.
Hosted by uCoz