Канлы
 Кангюй. Кангюйский владетель пребывание имеет в стране Лоюени, в городе Битянь, за 12.300 ли от Чан-ань. Он не зависит от наместника. От Лоюени семь дней пути до летнего владетелева местопребывания. Окружность земель его содержит 9.104 ли. 47 Народонаселение состоит из 120.000 семейств, 600.000 душ; строевого войска 120.000 человек. На восток до местопребывания наместника 5 550 ли. Обыкновения одинаковы с Большим Юечжы. Кангюй на востоке подчинен хуннам. 48 В царствование Сюань-ди произошли беспокойствия в пределах хуннов. Пять шаньюев вступили между собою в спор о престоле. Китайский Двор возвел Хуханьйе-шаньюя. Чжичжы-шаньюй, негодуя на это, убил китайского посланника, и на западе укрепился в Кангюе. 49 Впоследствии наместник Гань Янь-шеу [185] и помощник его Чень Тхан, собрав своих военнопоселян и войска из государств Западного края, пришли в Кангюй, и истребили Чжичжы-шаньюя. 50 Об этом пространнее см. в повествовании о Гань Янь-шеу и Чень [36] Тхан. Сие случилось при Юань-ди, в 3-е лето правления Гянь-чжао, 36 до Р.X. При Чен-ди Кангюй отправил сына своего в заложники и с дарами к китайскому Двору; со всем тем, по причине великой отдаленности, поступал весьма надменно, 51 и не хотел держать себя наравне с /57/ прочими владениями; почему наместник Го Шунь несколько раз представлял о них Двору следующее: «минувшее могущество хуннов не от того зависело, что они имели под собою Усунь и Кангюй; равным образом и не от того они признали себя вассалами Китая, что лишились помянутых двух государств. Китайский Двор хотя принимает сыновей их в заложники, со всем тем сии три владения продолжают взаимную приязнь и по-прежнему имеют связь между собою; равно не оставляют и подсматривать друг за другом, и при выгодных случаях взаимно нападают друг на друга. При соединении они не могут искренно доверять друг другу; при разделении не могут покорить друг друга. Нынешняя родственная связь нашего Двора с Усунем еще никакой выгоды не доставила; напротив, только озабочивает Срединное государство. Но как Усунь прежде вступил в связь с нами, и вместе с хуннами признал себя вассалом, то справедливость требует не отвергать их. Кангюй, напротив, горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение пред нашими посланниками. Чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажает ниже усуньских послов. Князьям и старейшинам его подают кушанье прежде, а потом уже посланным от наместника. 52 Сим образом он ничего не упускает, чтоб выказаться пред соседними владетелями. Судя по сим поступкам, не трудно отгадать, для чего он отправляет сыновей в службу при китайском Дворе. Это есть хитрый предлог, под которым он /58/ желает производить торговлю. Хунны составляли величайшее государство между иностранными народами, а ныне с подобострастием служат китайской державе. Шаньюй, слыша, что Кангюй не делает поклонения, без [186] сомнения находит себя униженным. Надлежит обратно отослать сына его и прекратить отправление посольств к нему, дабы показать чрез это, что Дом Хань не желает иметь связь с владетелями, нарушающими благоприличие. Небольшие области Дунь-хуан и Цзю-цюань и восемь владений по южной дороге стесняются доставкою скота и съестных припасов проезжающим посланникам, а изнурение и истощение подданных провожанием и принятием отдаленных, но гордых иноземцев, это нельзя почесть хорошим расчетом». Не смотря на такое представление, китайский Двор, еще недавно открывший сообщение с иностранными владениями, и сверх сего, дороживший славою быть известным в отдаленных странах, не прервал связи с Кангюем. В 2.000 ли от Кангюя на северо-запад лежит государство Яньцай, которое имеет до 100.000 войска, и в обыкновениях совершенно сходствует с Кангюем. Оно прилегает к великому озеру, имеющему отлогие берега. Это есть северное море. Кангюй имеет под собою пять малых владетелей, которые суть:
1) Сусйеский владетель, имеющий пребывание в городе Сусей, от местопребывания наместника в 5.576 ли, от Ян-гуань в 8.025 ли;
2) Фумуский владетель, имеющий пребывание в городе Фуму, от местопребывания наместника в 5.767, от Ян-гуань в 8.025 ли;
3) Юниский владетель, имеющий пребывание в городе /59/ Юни, от местопребывания наместника в 5.266, от Ян-гуань в 7.525 ли;
4) Гиский владетель, имеющий пребывание в городе Ги, от местопребывания наместника в 6.296, от Ян-гунань в 8.555 ли;
5) Юегяньский владетель, имеющий пребывание в городе Юегяни, 53 от местопребывания наместника в 6.906,от Ян-гуань в 8.355 ли. Все помянутые пять владетелей зависят от Кангюя.
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
Кангюй вероятнее из востиран. *канг "гора", иран. мн.ч. Кангха,
см. раннeсредневековое востиран. Дзиакан - Хиппийские Горы (греч.)- болг. Имеон
(Михаил Сирийский), сегодн. Ставропольские Возвышения.
Тюркское в принципе и вероятнее кыпчакское в частности Канглы из *канглы "горец".
Кангюй возможно быть из болг. *Канглю, при том зв. Л переходит в зв. Й,
как при венг. бойтурян, но огузо-турец. балдъран.
Ойконим Кангю-Тарбан как будто из *дар-бант - тур. дербент, т.е. "кангюйский перевал".
Вот и облигаторная в этимологии культурно-историческая основа и аргументация:
Все эти факты позволяют предположить, что племя кангды вошло в состав кыргызов во времена до XV века, когда кыргызы и южные алтайцы входили в единую общность. По нашему мнению, эта общность населяла южные склоны Большого Алтая (включая современные российский и монгольский Алтай), Прииртышье и земли северной Джунгарии.
С начала нашего тысячелетия Кангюй оказывается вовлеченным в события связанные с крушением державы хунну. Завершающим эпизодом событий 91 г.н.э., когда произошло фактическое уничтожение могущества северных хунну, было бегство шаньюя Чжичжи на запад - в Кангюй. В пределы государства прибыло несколько тысяч подданых шаньюя, и если принять во внимание версию о тюркоязычности хунну, можно предположить, что началом постепенной тюркизации владения Кангюй послужило именно это переселение. Известно то, что кангюйский правитель поселил шаньюя и его народ на реке Или, отдав ему в жены свою дочь и часть своего войска. Проанализировав китайские источники, Л.А. Боровкова пришла к выводу о том, что граница между Кангюем и государством Усунь в I в.н.э. проходила по территориям немного восточнее озера Иссык-куль [13].
Центром их владений, согласно древнетюркским эпитафиям, являлся город Кангю-Тарбан, а сами они были известны тюркам-тугю под именем кенгересов.
[Повозку по-тюркски называют "канлы"], по этой причине и они названы именем канлы. Все ветви канлы [происходят] от их потомства. Впрочем, Аллах знает лучше!" - мудрый человек этот Рашид-ад-Дин, нельзя не присоединиться!
"Канглы (Канли) это есть то, что в эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) называлось Гаочэ-го - страна высоких повозок" [34] - вот и китайцый потверждают и то намного раньше.
Вообще-то притворяться этимологами - излюбленное занимание Всемирного Человечества, с малого до велика:
К этим временам можно отнести казахское предание, объясняющее этноним канглы с точки зрения "народной" этимологии: "Название народа канглы, очень древнее, но приобрело почет и славу только со времен Тимура, а произошло так: после жестокого боя, Тимур увидел окровавленного всадника и спросил "Кто этот канлы?". На что последовал ответ "раб твой канглы" [62].
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
КАНГЛЫ - ГАОГЮЙ? - КИМАКИ? - КЫПЧАКИ?
Теперь нам становится ясно, что название народа «канглы», который так поздно - и то в качестве наемников - пришел в низовья Сыр-Дарьи, не имеют ничего общего с обозначенным у Ибн Хордадбеха названием нижнего течения этой реки ---араб-14--, Кангар, от которого производятся имена западно-тюркского племени кенгерис, а также трех наиболее знатных печенежских орд, ---гр-15-- или ---гр-16--. Тем более не имеет к ним отношения древнее название княжества Канг-ку (Kang-ku в окрестностях Ташкента), которое впоследствии распространилось на всю Согдиану (Канг). Отождествление канглы с кангарами невозможно еще и потому, что эти последние уже в конце IX-го века не остались под властью огузов, а ушли из области между Аральским морем и Яиком в причерноморские степи.
Встречающийся в уйгурской легенде об Огуз-хагане вывод наименования «канглы» от тюркского «канг», «повозка», может быть вполне правильным. В этой связи вспоминается китайское обозначение народа тьет-лик, то есть поздних уйгуров при династии Северное Вэй (386 - 556 гг.): ---кит-17-- ко-ку или, в полном варианте ---кит-18-- ко-ку-дин-лин (Ko-ku-ting-ling), «динлины с высокими повозками». Однако возникает другой вопрос, имеем ли мы право из сходства названий делать вывод о генеалогическом родстве этих народов. То, что это сочетание встречается уже в биографии Бу-ху-му (Bu-hu-mu, «Юань Ши», глава 130), не придает ему большей достоверности, поскольку каждый сведущий в исторической литературе китаец не мог не прийти к такой мысли самостоятельно. При этом, однако, забывается, что, насколько нам известно, употреблявшееся только китайцами обозначение уйгуров после падения династии Вэй исчезает бесследно. Каких-либо других данных, которые говорили бы о том, что канглы - пусть даже не все, а какая-то значительная часть их, - происходят от какого-либо из племен древних тьет-лик, мы, насколько я могу судить, не имеем (*12). Если мы, подобно Нойману, Вамбери, Кипертсу, исключительно из сходства имен и образа жизни будем делать этнологические выводы, тогда с той же вероятностью мы можем «породнить» канглы с европейскими скифами, которых Геродот называет ---гр-19--, а другие авторы - ---гр-20--- или ---гр-21--, или вообще с сигиннами из Дакии, которые ездили в повозках, запряженных маленькими косматыми лошадьми. Однако крытые повозки употреблялись, естественно, народами совершенно разного происхождения, которые по тем или иным причинам избрали кочевой образ жизни. Книга «Суй Шу» так говорит о южных сик-уи: « Там ездят на телегах, запряженных скотом» (*13). Но у печенегов жены и дети также странствовали в повозках, крытых шкурами скота, которые на стоянке располагались по кругу и скреплялись так, что образовывалось непреодолимое заграждение.
Итак, как мы уже сказали, имя само по себе не позволяет нам сделать заключение о происхождении канглы. Но если мы взглянем на географическое расположение их земель, то напрашивается предположение, что они как-нибудь связаны с древними кимаками, если бы беспристрастный взгляд не был затуманен прежними гипотезами. В пользу такого понимания, как мне кажется, убедительно говорит то обстоятельство, что племя баявут, из которого происходила княжна Туркан-хатун, мать хорезм-шаха Мухаммада, по сведениям Мухаммада ан-Назави, биографа его сына Джалал-аддина, было одной из ветвей орды Йимак (---араб-22--) (*17). А йимаки, в свою очередь, были, видимо, одной из орд канглы. Являлось ли племя баявут, причисленное к орде Йимак, ответвлением одноименного монгольского племени, установить трудно; историки об этом ничего не знают, и к тому же следует предположить, что по меньшей мере к XIII-му веку это племя полностью тюркизировалось. Индийский султан Улуг-хан и’Асам, который происходил из ханского рода племени ильбери в Туркестане, при нашествии монголов, подобно другим кипчакским вождям, вынужден был вместе со своими приближенными покинуть родину (*19). Аль-Гозгани, автор книги «Табакат-и- Насири», в одном из стихов именует его «хан народа ильбери и шах Йимака». Таким образом получается, что ильбери и йимаки должны были стать отдельными племенами или группами племен в составе канглы или, соответственно, кипчаков(*20).
Следовательно, если при этом большом перемещении часть их племен оторвалась, то, с другой стороны, к ним наверняка присоединялись другие рассеянные племена или их остатки. Так возникла новая конфедерация, и изменившейся политической ситуации соответствовало новое наименование - канглы. При таком подходе вполне удовлетворительно разъясняется указанное Рубруком близкое родство канглы с команами (кипчаками), и, видимо, справедливо замечание Бартольда о том, что «племенные наименования канглы и кипчак представляются нам почти тождественными»
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
Печенеги — русское название народа тюркского происхождения. Греческие писатели называли их патцинаками (????????????). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Beseny o; арабские писатели называют страну Печенеги Баджнак. Весьма вероятно, что все это — варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков. Некогда Печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели. Неизвестно в точности, когда Печенеги переселились из Азии в Европу. В IX в. они обитали уже между Волгой и Яиком (Уралом). Во второй половине этого века хозары в союзе с узами начали теснить Печенеги, которые, в свою очередь, вытеснили из южнорусских степей венгров. В это время они заняли все степи от Дона до Дуная, делясь на племена, или колена, из которых каждое имело свою местность для кочевья; только устья Днепра, Днестра и Дуная, по-видимому, не были заняты ими. Названия племен изменялись в связи с именами стоявших во главе их князей. Власть князей была невелика; в каждом племени она принадлежала одному роду, но переходила от одной семьи к другой. Кроме князя, власть принадлежала народному собранию, называвшемуся коментон. Иногда княжескую власть захватывали и посторонние лица, не принадлежавшие к владетельному роду. Внутренний быт Печенеги носит на себе все типические черты, свойственные кочевникам-степнякам. Уже в Х в., однако, они не чуждались торговли, служа посредниками между Грецией, Русью и Хозарией. В начале XI в. между Печенеги стал распространяться ислам. До 60-х годов Х в. Печенеги не тревожили Руси (по крайней мере, источники не говорят об их нападениях); но уже в 968 г. они осадили Киев во время отсутствия Святослава и едва его не захватили. Святослав был убит ими у Днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с Печенеги была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами; таково происхождение Змиева вала в нынешней Киевской губ. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). Последнее нападение Печенеги на Русь (они осадили Киев) относится к 1034 г.; они были совершенно разбиты. В это время на них надвинулись торки, заставившие их передвинуться на Запад — от Днепра до Дуная. Среди Печенеги были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы, вытеснившие оттуда и торков. Лучший труд о Печенеги — проф. Печенеги В. Голубовского: "Печенеги, торки и половцы" (Киев, 1884).
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
ПЕЧЕНЕГИ И КИПЧАКИ
Печенеги (Пацанаки у Константина Порфирогена, и Бачанаки у Иштакри) были, как мы видели, Тюркским племенем, которое, согласно Маркварту, когда-то составляло часть конфедерации западных Т'у-куе, но было вытеснено назад к низовьям Сыр Дарьи и Аральскому морю Тюрками Карлуками. (29). Следуя в своем движении на запад они пасли свои стада между реками Урал (Яик) и Волга (Итиль), когда около 913 г. (согласно Константину Порфирогену), они были вытеснены оттуда объединенным нападением Хазар и Огузов. Дальше на запад Печенеги заняли "Леведию " - территорию к северу от Азовского моря, вырвав ее у Мадьяр. Вскоре после этого Печенеги, возобновляя свое движение на запад, вытеснили Мадьяр из Ателкузы, то есть западной часть Русской степи ("русской" она стала через примерно 900 лет - лишь в конце 18 века - прим.А,), между Днепром и низовьями Дуная. Таким образом, приблизительно около 900 г. Печенеги стали использовать пастбища между устьями Днепра и и Дуная. В 934 г. они присоединились к вторжении Византийской Империи против Венгров во Фракии; в 944 г. они были с князем Игорем в его походе на Византию. В 1026 г. они пересекли Дунай, но были отражены деятельным (императором) Константином Диогеном. В 1036 г. киевский князь Ярослав, нанес им кровавое поражение, которые положило конец их доминированию по степи и вынудило их нацелиться еще раз на Византийскую Империю. В 1051 г., под влиянием собственных амбиций и в результате давления Огузов, они снова вторглись в Империю. Вторжение было совершено в 1064 г. через Фракию к воротам Константинополя. Драма Византии состояла в том, что она завербовала себе наемников из числа языческих Тюрков Европы чтобы бороться с Мусульманскими Турками ' Азии, а чувства Тюркского родства язычников были часто сильнее, чем их лояльность императору. Это проявилось в 1071 г., накакануне сражения при Малазгирте [Манзикерте], когда Печенегский корпус покинул службу Императора Романа Диогена и перешел на службу Султана Альп Арслана. В 1087 г. в Европе, во время правления Алексия Комненуса, Печенеги еще раз вторглись во Фракию пройдя до Кула (между Еносом и Константинополем), где наконец они были обращены в бегство, оставив своего лидера Целгу на поле битвы. Алексий Комненус совершил ошибку начав их преследование и был разбит в Дристре (Дуросторум, провинция Силистра) осенью 1087 г.. Империя была спасена лишь благодаря появлению другой Тюркской орды - Кипчаков или Половцев, которые появились в Русской степи в тылу Печенегов и победили их на Дунае. Но как только все эти орды ушли обратно в Россию, как снова Печенеги, под давлением Кипчаков, опять вторглись во Фракию в 1088-89 гг., дойдя до Ипсалы, к югу от Адрианополя, где Алексий вынужден был от них откупаться. В 1090 г. Печенеги объединились с Сельджуками Малой Азии, для чтобы напасть на Константинополь по долине Марицы, от Адрианополя до Еноса, в то время как Селджукский флот, хозяин Смирны, напал на побережья, а от Никеи Селджукская армия угрожала Никомедии (Измиту).
Это было повторением ситуации времен Гераклия и Аваров, но теперь и в Азии и в Европе Византии противостояли Тюрки: языческие Тюрки в Европе, Мусульманские Турки в Азии, объединенной против империи связями родства. Печенеги перезимовали около Лулебургаза, напротив Византийских линий, которые были отведены назад к Корлу. Алексий Комненус еще раз обратился к Кипчакам, которые под командованием Тогортака и Маниаха, пришли во Фракию из России и взяли Печенегов с тыла. 29 апреля 1091 г., объединенные Византийские и Кипчакские силы сокрушили Печенегскую армию у горы Левюнион. Это было истреблением целого народа (30). Остатки Печенегов вновь сформировавшись в Валахии (территория современной Румынии –прим.А.) сделали новую попытку в следующем поколении - в 1121 г. Эта попытка ограничилась Болгарией, к северу от Балканских гор. Но они были захвачены врасплох и вырезаны Императором Иоаном Комненусом весной 1122 г. Освободившееся место Печенегов в Российской степи заняли Огузы и Кипчаки.
Огузы, чьи Азиатские потомки теперь известны как Туркмены и которые были известны Арабам как Гуззы, обычно кочевали к северо-востоку от Каспия и к северу от Аральского моря (31). Один из кланов этой нации, Сельджуки, приняли Ислам и в 11-м веке пошли искать свое богатство в Персию, где они основало большую Тюркскую Мусульманскую империю Тогрул-бека, Альп Арслана, и Маликшаха (см. страницу 148). Также в 11-м веке, другой Огузский клан, язычники в этом случае - Оузои у Византийских историков - сверг Печенегское господство в Русской степи. Русские летописи впервые упоминают об этих Огузах - под простым именем - Торки - в 1054 г. - в то же самое время как и о появлении Половцев или Кипчаков.(32). Византийские историки сообщают, что в 1065 г., в время правления Византийского императора Константина Х Дукаса, эти Оузои пересекли Дунай в количестве 600,000 человек и опустошили Балканский полуостров до Салоник и северную Грецию, но что вскоре после этого они были уничтожены Печенегами и Булгарами. Последние из Огузских банд, которые перешли на запад от Волги, были наконец порабощены, уничтожены или ассимилированы Кипчаками.
Народ известный по-Тюркски как Кипчаки - это же самое что и Половцы у Русских, Команы у Византийцев, Куманы у Арабского географа Идриси, и Куны у Венгров.(83). Согласно Гардизи, они первоначально составляли часть группы Тюрков Кимаков, которые жили в Сибири вдоль среднего течения Иртыша, или возможно – как считает Минорский - вдоль Оби (24), Кимаки и Огузы были, в любом случае, близко связаны. (Кашгари отметил, что они отличались от остальной части Тюркских народов мутацией начального «й» в «дж».) Около середины 11-го века Кипчаки, отколовшись от основной части Кимаков, двинулись в направлении Европы.
В 1054 г. Русские летописи сначала обращает внимание на их присутствие в степи к северу от Черного моря, также как и Огузов, которых Кипчаки вытолкнули вперед. Кипчаки воспользовались победой Огузов над Печенегами и, когда Огузы были изрублены Византийцами и Булгарами в ходе злополучных экспедиций в Балканы (1065 г. и последующие годы), Кипчаки остались единственными хозяевами Русской степи. В 1120-1121 гг., Ибн Аль-Атир ссылается на них также как на союзников Грузин. Приблизительно в это же время несколько Монгольских кланов близко связанных с Киданями и смешавшиеся до некоторой степени с переместившимися на запад Кара-Китаями (Кара-Киданями), по-видимому, прибывшие от Китайско-Манчжурской границы к регионам рек Урал и Волга, там присоединились к основной массе Кипчаков, среди которых они, возможно, приняли статус и функцию правящего класса. Все же они должно быть очень скоро ассимилировались, сливаясь, поскольку они впитали Тюркский образ жизни, с чисто Кипчакским элементом (35). Кипчаки оставались хозяевами Русской степи до вторжения полководцев Чингиза Хана в 1222 г. (36). Тогда же, из-за Русского влияния, некоторые лидеры Кипчаков начали принимать Христианство. Также Кипчаки дали свое имя Монгольской России, так как Чингизидское владение, впоследствии основанное на этой территории стало известным как Кипчакское ханство.
Что должно запомниться из всего вышесказанного – это достижения Византийской Империи в сопротивлении в течение многих столетий ряду орд, которые бились на ее границах. От Аттилы до Огуза - эти Тюрки и Монголы представляли гораздо более огромную опасность для Христианской цивилизации чем кризис 1453 г.
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
В шежире рода, называемого ший-кыпшак есть очень интересное упоминание о "степной вендетте" между родами кыпшак и кенегес, начну с того что название ший - кыпшак означает "настоящий кипчак" если кому интересно расскажу почему. Так вот данное шежире рассказывает об образованиии названия "Канглы".
" В древние времена Кенегес и Кыпшак были одним народом и назывались Кый-Пшак (Кривой нож) и тамгой их была Одна вертикальная черта (бир сызык йогардан тоьменге-I). В некой войне часть Кыпшаков была схвачена с детьми и женами и отправлена за Алтай в плохие земли. Двадцать лет они были кулами и жили только местью. Когда родившиеся в новом месте дети научились держать оружие они вместе с народом жившим в тех местах убили врагов и начали пробиваться с боями в родные степи. За эти двадцать лет Кыпшаки ушедшие от войны за реку Эртыш перестали называть себя кыпшаками, а стали звать себя Кенегес - т.е вольными или свободными и поставили они у себя ханами - Род "Бес увыл". Кыпшаки, идущие из-за Алтая послали гонца к "Бес-увылам" с просьбой о помощи и попросили перейти Эртыш, говоря о том что они один народ и им нужна их помощь. На что Хан Кенегесов обозвал и гонца и кыпшаков - канглы - т.е. бродячими (прибившимися). Обидившиеся на эти слова кыпшаки - перейдя реку Эртыш начали воевать с бывшими соплеменниками, да так, что рассеяли их, но Бес-увылы с многими людьми ушли за реку Эдиль (Волгу), но там их настолько потрепали местные племена, что многие до зимы вернулись к Кыпшакам без скота. Тогда Хан кыпшаков собрав возвратившихся кенегесов сказал "Теперь кто из нас - Канглы" и они ответили "теперь Канглы - МЫ". Хан кыпшаков приказал раздать поровну добытый в степи скот, а чтобы скот не смешивать - Канглам на тавро Канглов(тамгу) добавить "шек"- черту (тамга до сих пор выглядит как цифра единица только направлена наоборот), а Кый-пшакам в честь того, что соединились два рода добавить ещё один "Нож" к тамге - II и именоваться Экы-пшак."
Интересно, что Род - Бесувыл у ногайцев считается Ак-сиёк, за-глаза Ший-кыпшаки их не лицеприятно называют Бешенек или "Бес-энек" (Пять мошонок), возможно отсюда и название Печенег (Поговорка между мужчинами произносится - "Бес-увыллар - бес энек кундегесы-кунде алек" - "Пять сыновей - пять мошонок каждый день, приносящие вред", для детей и женщин в поговорке "пять мошонок" заменяется - на "пять ангелочков" - Бес малек ("Бес-увыллар - бес малек кундегесы-кунде алек" ))
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
Канглин в Юань ши это без сомнения то же, что и канкалы и канклы мусульманских историков. В начале 13 века они жили на широких степных землях в востоку от реки Яик (Урал) и к северу от озера Хоразм (Арал). Кипчаки (команы) были их западными соседями. Рашид в своих описаниях тюркских племен (Березин, 18) уделил лишь несколько строк для канглы. Он утверждает что они были первыми кто изобрел колесные повозки - канклы по- тюркски - откуда и происходит их название - но ничего не говорит об их местопребывании. Мы узнаем от Абулгази (1605-64 гг) что канклы во время всупления на престол Чингиз хана занимали страну на востоке до озера Иссык-куль и рек Чу и Талас (Тараз).
Два европейских путешественника пересекли в 13 веке степи где эта нация тогда проживала и они оставили следующие короткие записи о них:-
Плано Карпини после того как покинул страну команов (кипчаков) утверждает (749): "После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. ... ... и как Команы, так и Кангиты не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах."(в книге написано по латыни - прим.А.). После этого Карпини въехал в страну "бесерминов" (тюрок-мусульман Западного Туркестана).
Рубрук описывает этот же народ Кангле. Стр.265: "Quidam Comani qui dicebantur Cangle". C.274: "Cangle quedam parentela Comanorum" (сноска 735 Канклы и кипчаки или команы действительно принадлежали к одной расе - тюркам). Рубрук отъехал от Волги 16 сентября 1253 г. и затем был в пути в восточном направлении через страну Кангле до 1 ноября.
В китайских исторических работах "монгольского" периода канглы довольно часто упоминаются, но информация коотрую дают китайские авторы очень ограниченна. Их название в общем пишется как къанг-ли, иногда ханг-ли. Къанг-ли были известны Циннь уже в 12-м веке. Как я уже утверждал (с.223), хан этого народа желал стать вассалом императора Цинь. В Юань-ши имя къанг-ли появляется часто и особенно в биографиях. Поскольку они были воинственным народом "монгольские" ханы привыкли ставить их в свою армию, и многие храбрые генералы "Монгольской" империи принадлежали к канглы.
В биографии Бу-ху-му Юань-ши в гл.сххх, который был канглы, утверждается что этот народ берет свое происхождение от као-кю (као-че) (сноска 736 - Как мы видели, китайские историки сделали уйгуров также потомками као-че - см. сноску 596. Последнее название по-китайски означает "высокая повозка" high car). Сын Бу-ху-му Куй-къуй имеет отдельную биографию в гл.схliii.
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
Кангха - древняя столица Турана, упоминаемая в "Авесте". Кангху упоминает в своей поэме и Фирдоуси, располагая ее на северо-восток от Сыр-Дарьи.
[Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники. – М.: Наука, 1964 – С.166-169]
 
Канглы с древних времен существовали в Индии (область Кангра), и на Кавказе - где был союз Кангарк. Судья по тамгам в Кавказский союз Канкарк (была также одноименная область) входили огузы Баяндур, Бечене и Чепни. По армянским источникам область Кангарк еще существовал до н.э., хотя армянские историки предпочитают умалчивать о древних тйурках упоминаемых в арм.-х хрониках.
Cамоназвание сумерийцев (шумеров) КЕНГИЭР. Интересно что сумерийцам приписывается изобретение колеса, а в тйуркской традиции эта роль отводится Канглы-КЕНГЕРАМ.
Племена учок
 
Трех младших по возрасту братьев Огуз назначил в левое крыло (войск) и дал им имя учок. Иркыл Ходжа дал каждому из них свой лакаб в следующем порядке:
 
СЫНОВЬЯ ГЕК-ХАНА
1(13). Байандур 140, т. е. всегда живущий в полном 141 довольствии ; [его рода] тамга: онгон — кречет 142, доля мяса— левое бедро.
2(14). Беджене 143, т. е. проявляющий ревностное 144 старание ; [его рода] тамга: онгон — кречет 145 доля мяса—левое бедро.
3(15). Чавулдур 146, т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный 147; [его рода] тамга: онгон — кречет 148, доля мяса—левое бедро.
4(16). Чепни 149, т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье 150; [его рода] тамга: онгон — кречет 151, доля мяса — левое бедро.
 
СЫНОВЬЯ ТАК-ХАНА
1(17). Салур 152, т. е. куда бы ни пришел,везде сражаешься мечом и палицей 153; [его рода] тамга: онгон—... 154, доля мяса—голень задней левой ноги.
2(18). Эймур 155, т. е. имеет много воинов и богатый 156; [его рода] тамга: онгон—..... 157, доля мяса — голень задней левой ноги.
3(19). Алаюнтлу, т. е. всегда имеющий много прекрасных животных (коней) 158; [его рода] тамга: онгон —... 159, доля мяса — голень задней левой ноги.
4(20). Урегюр 160, т. е. его дела всегда на 161 высоте ; [его рода] тамга: онгон — .... 162, доля мяса — голень задней левой ноги.
 
СЫНОВЬЯ ТЕНГИЗ-ХАНА
1(21. Йигдыр 163, т. е. прекрасный и великий 164; [его рода] тамга: онгон — сокол 165, доля мяса — ляжка.
2(22). Бюгдюз 166, т. е. по отношению к другим кроткий и услужливый 167; [его рода] тамга: онгон —... 168, доля мяса — ляжка.
3(23). Йива 169, т. е. его названия (степени) всегда прекрасны и высоки 170; [его рода] тамга: онгон —... 171, доля мяса — ляжка.
4(24). Кынык 172, т. е. уважаемый везде, где бы не находился 173; [его рода] тамга: онгон —.... , 174, доля мяса — ляжка.
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
Шымкентские археологи обнаружили еще один фрагмент таблицы из обожженного кирпича с образцами древней письменности. По мнению экспертов, найденный образец, на который нанесено около 80 знаков, несет в себе ценнейшую информацию об истории и культуре самого загадочного и малоизученного государства Кангюй.
 
Ценный кирпичик археологическая экспедиция Центрального государственного музея под руководством профессора Александра Подушкина обнаружила, едва начав новый археологический сезон. Это уже 13-й фрагмент, найденный на древнем городище Культобе. Оно относится к арысской археологической культуре и характеризует государственность Кангюй - одно из первых государственных объединений, зарегистрированных на территории Южного Казахстана после распада сакского союза племен.
Первые фрагменты неизвестной письменности археологи обнаружили еще в начале 90-х. Первые образцы были сравнительно небольших размеров. Самый большой кирпич, содержащий сразу 140 знаков на семи строках, искатели древностей нашли в 2005 году. Глиняное письмо - четвертое по счету из найденных фрагментов - обладало достаточно солидными размерами. Имело 30 сантиметров в длину, 11 - в ширину и весило почти 3,5 килограмма. Однако археологи утверждают, что в этом деле размер - не главное. Гораздо важнее то, какую информацию несет в себе фрагмент.
Уникальные письмена выполнены в форме обожженных глиняных кирпичей, что является признаком арамейского письма. Оно намного древнее парфянского, греко-бактрийского, хорезмийского, которые писались тушью. Ученые отмечают, что как по технике выполнения письма (вдавливание по сырой глине), так и по палиографии (хорошо фиксируются одинаковые по прорисовке знаки) все фрагменты письменности аналогичны друг другу. Несмотря на то, что начертание знаков разное, да и изготовлены таблицы, по всей видимости, в разное время. Ученые утверждают, что это один и тот же вид письма. По словам профессора Подушкина, обнаружение таких артефактов, как письменность, - большая удача, выпадающая на долю археологов раз в два столетия.
- Вообще, важность этих работ прежде всего в том, что мы открываем совершенно новую информацию об этом самом загадочном древнем государстве, которое существовало у нас, в Южном Казахстане, в период со второго века до нашей эры до четвертого века нашей эры, - говорит профессор Подушкин. - Письменных источников очень мало, и эти таблицы позволяют получить уникальную информацию исторического характера по тому периоду.
Понять, что именно несут в себе глиняные таблицы, ученые мечтали с момента обнаружения первых фрагментов. Но только в 2006 году ведущие полеолингвисты мира сумели подобраться к древним тайнам.
- На сегодняшний день письмо полностью дешифровано, - рассказывает историк. - Сделали это ученые Великобритании и Франции. Нам известны его лингвистические и языковые характеристики. Установлено, что письмо это алфавитное, строчное и писалось справа налево. По характеру нанесения знаков оно не имеет аналогов ни в Средней, ни в Центральной Азии, ни на просторах СНГ. Оно ставит нас в ряд с древнейшими цивилизациями Двуречья - Шумера, Акката, Вавилона, Сирии и, наконец, Ахеминитским Ираном. Язык - один из диалектов иранского, который мы сейчас называем кангюйским.
Вся информация на керамических плитках - историко-культурного содержания. Древние письмена повествуют о государствах и правителях тех времен, рассказывают о значимых событиях, об основании городов.
- Перевод достаточно точный, - заверяет Александр Подушкин. - Хотя такие сложные лингвистические памятники, особенно в таком уникальном варианте, как керамические таблицы, могут исследоваться десятилетиями. И, скорее всего, будут опытки его прочтения другими специалистами. Но и сейчас можно говорить о том, что у нас здесь существовала серьезная цивилизация, индикатором которой и является письменность. Далеко не все государства и народы имели собственную письменную культуру. Можно с уверенностью сказать, что наш регион играл серьезную роль в древней истории Южного Казахстана.
По мнению ученого, обнаружение образцов древней письменности - это новая возможность для изучения истории Центральной Азии. Историк считает, что появление новых этнографических артефактов дает надежду на получение совершенно уникальной информации. Найденные в Южном Казахстане образцы письменности сегодня интересуют многих ученых во всем мире. Не случайно в 2007 году профессор Подушкин первым из казахстанских ученых был приглашен в национальную академию наук Франции.
Сегодня все найденные за 17 лет образцы, за исключением последних, хранятся в Центральном государственном музее РК. Часть из них представлена в виде экспозиции, другая хранится вместе с золотыми артефактами. Особого режима хранения древние письмена не требуют. Специалисты отмечают: керамика - очень крепкий материал и может храниться тысячелетиями.
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
А может ли казахский глагол кАнгЫРУ - скитаться, быть как-то связанным с названием рода КА?ЛЫ? Если телега канглы, то глагол кангыру произошел от от слова канглы или наоборот, может КАНЛЫ употреблялось в значении скиталец, кочевник???
Ведь название происходит не от слова кангыр, а от слова "кАн", название канг+ир, канга+киши, канг+улы (кангские мужи, сыновья или люди), канг+лы (канглинец), кангар+улы, кангар+лы - эти названия уже вторичны (от кангир), также как и названия в орхонских надписях "кенг+ер+ес". Важно что означает корень слово, и какой корень более правильный "кА?", кАнг", "канг", "канк" или "кынык"( тоже вроде однокоренное). И с какого языка? Хотя это не столь важно. Например слово калмак (калмык) тюркское, по монгольски ничего не означает, но это вовсе не значит что калмыки не монголы , а тюрки. Таких самоназваний не мало: русский (руосы), болгар, бошняк (боснийцы), французы(франки). И насчет письменности тоже очень спорно. Ведь сельджукские султаны свои надписи оставили на фарси (персидском), и что они иранцы. Возможно это был язык говорящего на восточном иранском языке оседлого народа, который подчинялся кангюйцам. Ведь китайцы же пишут про две столицы их царя: зимнее, который скорее всего был завоеван на юге у оседлых иранцев, и свое далеко на севере. Поэтому кангюйцы и усуни похожи на больших юэчжий, а те подобны гуннам. Большинство потомков гуннов, усуней и кангюйцев сегодня тюркоязычные.
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
Выдержки о Кангюе из книги Н.А.Аристова «Усуни и кыргызы или кара-кыргызы» стр.92-93.
По «Истории северных дворов» «Чжеше есть владение Кангюй», от Полоны на северо-западе». По «Т’ан-шу» владение Ши, иначе называется Чжечжи и Чжеши, при Ханях «составляло северные пределы Давани»; «на юго-запад через 500 ли Кан»; «владетель прозывается Ши, пребывание имеет в городе Чжеси. Это место принадлежало городу Юйни малого кангюйского владетеля. На юго-западе есть река Иоша, которая уходит (?) в Срединное государство и называется Чжень-чжу-хэ или Чжи-хэ». По всему этому Юйни и Ши разных времен соответствуют одинаково Шашу мусульманских писателей, т.е. Ташкенту, река же Иоша или Чженьчжу есть шашская река (Сырь-дарья), которой начало (Нарын) при династии Тан находилась во владениях западных турок, считавшихся вассалами Китая.
Таковы же заключения составителей «Си-юй-т’у-чжи», которые полагают, что восточная граница владения Ши должна была доходить до Таласа, а на юго-востоке простираться за Ташкент. Переводчик замечает (Recucil de documents etc.p.147), что ши (che) по китайски значит камень и китайские названия владения Tche tche, Tche tchu, Tcho Che соответствуют Шашу и значению слова Ташкент: каменный город.
Возвращаясь к ханьским временам, находим, что граничившее с Даванью, которая лежала от него на юг, владение Кангюй (Канцзюй по первоначальной транскрипции о.Иакинфа) имело население в 120 000 семейств (кибиток) или 600 000 душ и могло выставлять 120 000 войска. Правитель жил зимою в Битянь, в стране Лоюени, откуда до летнего местопребывания его было семь дней пути, а до китайской столицы 12300 ли. Все это по «Цянь-Хань-шу», в которой значится еще, что «Кангюй на востоке подчинен хуннам». По докладу Чжан Цяня Кангюй, смежный с Даванью и лежавший от нее в 2000 почти ли на северо-западе, «по малосилию своему признает над собою на юге власть юечжысцев, на востоке власть хуннов». Чжань Цзянь называет Кангюй кочевым владением, сходным по обычаям с юечжи.
У Абеля Ремюза столицею Кангюя при Ханях был город Pi thian в стране Lo-yovei-ni.
По «Цянь-Хань-шу» «Кангюй имеет под собою пять мелких владений», из которых самое восточное было, по-видимому, Юни (очевидно, Юйни, т.е. Ши, Шаш);….
Можно думать, что Юни или Юйни китайцев есть тюркское слово Яны – новый: яны-шаров, Яны-кентов, Яны-курганов перебывало и существует множество.
Например, в XIII-XVI столетиях город или вся местность на р.Талас именовалась Яны и выходцы оттуда янылыками («Тарихи-Рашиди»). Весьма возможно, что Шаш и его местность в 1 веке до Р.Х. назывались новыми, быть может вследствие возобновления города, перед тем разрушенного….
О могуществе государства Кангюй свидетельствуют строки от письма наместника Западного Края Го Шуня:
В царствование Чен-ди (32-28 гг. до Р.Х.), кангюйский владетель завязал с Китаем дружественные сношения, послав ко двору сына и дары. Тогдашний наместник западного края Го Шунь представил двору, что хотя кангюйский государь отправил сына «в службу при китайской дворе, но это только хитрый предлог, под которым он желает производить торговлю». Кангюй, по словам Го Шуня, «горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение пред нашими посланниками». Чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажает ниже усуньских послов. Князьям и старейшинам его подают кушанье прежде, а потом уже посланным от наместника. Сим образом, он ничего не упускает, чтобы выказаться пред соседними владетелями».
Выдержки о Кангюе и Канглах из фундаментального труда Н.А.Аристова «Усуни и кыргызы или кара-кыргызы» (С.-Петербургъ, 1893 г., стр.122-123).
«…когда тукиюесцы подчинили себе канглов, то вынуждены были, после непродолжительного сопротивления, покориться им и сами иданьцы. Силы последних, не встречая уже опоры в кангюйских кочевниках, так ослабели, что Вахрам-Чубин, в конце VI века, мог взять Балх и опустошить кушанские земли даже на севере Аму-дарьи. После этого туркам уже нетрудно было сделаться полными хозяева Мавераннагра. Легкость подчинения тукиюесцам кангюйских кочевников зависела, вероятно, от одноплеменности их с турками. Если доверяться сходству имен, то, без сомнения, кангюйцы были предками канглов, тюркского племени, остатки которого поныне существуют между родами казаков и узбеков. Кангюйцы, покоренные тукиюесцами, перешли потом в VIII столетии под власть карлыкских ханов и появляются на страницах истории под именем канглов лишь в начале XII столетия, когда один из ослабевших карлыкских илеков, не имея сил укротить набеги канглов на свои земли у подножия Александровского хребта, призвал на помощь каракиданьского Гурхана. В начале XIII века канглы составляли главную часть армий Султана-Мухаммеда Харезм-шаха, неудачно защищавших от монголов Отрар, Самарканд и Харезм. Печенеги, узы (гузы), команы (половцы), кипчаки – все это, вероятно, лишь роды и отделы канглов, подвигавшиеся на запад и юг из кангюйской степи.»
Абель Ремюза переводит имя Khang-kui «жилище канов» (demeure des Khang). Полагая со своей стороны, что имя Кангюй не имело, по всей вероятности, ничего общего с именем Kangli, он замечает, что по странной случайности оно служило при династиях Суй и Тан для обозначения страны канглов.
(ссылка на Recherthes sur les langues turtares, Paris, 1820, t.1, p.315).
По мнению Неймана, истинное имя народа, который китайцы называли Кангюй и Канглы, есть Хангар (Changar), так как османские турки и теперь еще тюрков и монголов Средней Азии называют Хангар, и это же имя, по Константину Порфирородному давалось храбрейшим между печенегами (Die Volker des Suslicher Russlands, 1847, s.111).
Шотт (Ablandlungen королевской академии в Берлине, 1844) отождествлял кангл’ов с kangar’ами и с кангюй’цами Ханей. Соглашаясь с первым, Бретшнейдер замечал по поводу Кангюя, что тут только сходство звуков, ибо знаки разные (Notices, 1876, p.76). Но ведь и имя кангл’ов в «Юань-ши», в «Юань-чао-ми-ши», в «Гинь-ши» изображается самыми разнообразными знаками, однако это не мешало самому Бретшнейдеру признать, что все это одни и те же канглы (рр.73, 74 и пр.)
с.304
...Как правило, считается (Klaproth, d'Avezac, Schott и др.), что печенеги, о которых говорится в русских летописях, которые занимали степи южной России 10 и 11 веках, и которые затем были вытеснены оттуда половцами или куманами, идентичны с канглы (Kanklys), которые во времена Чингиза проживали к востоку от Яика (Iaik) (т.е. река Урал - прим.А.). Это предположение, по-видимому, должно было быть найдено в утверждении Константина Порфирогенета (т.н. Багрянородного - прим.А.) (10 век), что три из наиболее могущественных племени Patzinakites (т.е. печенегов - прим.А.) были известны под названием Kangar. Abulfeda (ii.297) приводит цитату 10 века, в которой написано что Bedjenaks - тюркское племя - покинуло свое первоначальное местпребывание ( в Азии) и устроилось между хазарами и Румом (Византийской империей). Ibn Sayd, который жил тремя веками позже, которого также цитирует Abulfeda (ii.292) говорит, что горы Bedjnaks находятся к востоку от страны куманов. Abulfeda не упоминает Kanklys. Это имя также не появляется по-видимому у мусульманских авторов писавших в до-"монгольский" период...
 
«… Обычно приносили жертву небесному духу (тянь-шэнь). Чествование его было очень важно. Священное дитя в 7-м месяце умерло, кости его потеряли. Служившие духу люди каждый раз при наступлении того месяца, надев одежды из чёрной ткани, идут босиком, потирая грудь и рыдая… Мужчины и женщины, 300-500 чел., рассеявшись по степи, ищут кости небесного дитяти. Через 7 дней действо прекращается. Именно дело в том, что по учению небесного господина (тянь-чжу-цзяо, или христианства), каждый 7-ой день поклоняются Йесу (Иисус). Небесное дитя и есть Йесу. Согласно этому узнали, что старинная страна Кангюй давно уже веровала и служила Йесу …».
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (выдержки)
 
Сарматия (Азиатская) отделяется от своей половины (Европейской) восточными оконечностями Рипейских гор, рекою Танавис, Меотийским морем, и простирается вдоль Кавказских гор у Грузии и Албании до Каспийского моря.
В Сарматии находятся горы Гиппийские ( —??????), Кераунские ( — ????????) и другие, и многие реки, в {35} числе которых Этиль с 70 рукавами (истоками, 70 ), на берегах которого укрепился народ басилы.
Следующие народы живут в Сарматии133: 1. хаза-{36}ры134, 2. буши (var. булхи), 3. баслики (барсилы), 4. апшеги, 5. апхазы, 6. царственные сарматы, 7. иппофаги, 8. нахчаматьяны135, 9. фтирофаги, 10. сюрикаци, 11. митрикаци, 12. амазоны, 13. аланы, 14. хебуры (var. хебары), 15. кудеты, 16. скюми, 17. аргаветы, 18. марголы, 19. такоци (var. такры), 20. аргозы, 21. дачаны, 22. пинчи, 23. двалы, 24. гунны, 25. воспуры (var. апулы), 26. цанары, у которых проходы Аланский и Цекан, 27. туши, 28. хуши, 29. кусты, 30. антропофаги, 31. цхаваты, 32. гудамакары136, 33. дуичики, 34. дидоци (var. дигои, вернее — дидои), 35. леки, 36. катапастианы, 37. агутаканы, 38. хенуты (var. хенуки), 39. шилы, {37} (var. шибы), 40. тчигбы (тчиги), 41. хелы ( ), 42. каспы, 43. пyxи, 44. ширваны, 45. хсраны (var. хараны), 46. таваспары, 47. хечматаки, 48. ижамахи, 49. пасхи, 50. пусхи, 51. пиконаки, 52. баканы, 53. маскуты, у самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербендская стена, громадная твердыня в море137. Севернее живут гунны, у которых город Варачан138 и другие города. Царь Севера называется Хаган. Он владыка хазар. Царица же, жена Хагана, происходит из рода Басилов.
13. Гугарк172, к западу от Ути, имеет 9 областей, которыми владеют грузины: 1. Дзоропор, 2. Цобопор, 3. Колбопор, 4. Ташир, 5. Трелы, 6. Кангары, 7. Артаган, 8. Джавахи, 9. Кларджи. В этой провинции встречаются: аналут173, дерево хачар174, айва175 и бук176.
Верия (’??????)141 т. е. Вирк142, к востоку от Егера, в смежности с Сарматией у Кавказа, простирается до пределов Албанских на реке Куре. В Верии заключаются следующие провинции143: 1. Кларджи, 2. Артаган, 3. Шавшет, 4. Джавахи, 5. Самцхе, 6. Аджара, 7. Горговатисх или Горотис-хеви, {39} 8. Торнис-хеви, 9. Манглиац-пор, 10. Квиша-пор, 11.Болно-пор, 12. Трелы, 13. Кангары, 14. Ташир, 15. Ачаи, 16. Гуан, 17. Ерисхи, 18. Кудит, 19. Косх, 20. Сацхумет, 21. Ханицх. Города: Тифлис144, Шамшуде145 и Мцхита (???????), в котором хранится крест (Св. Нины). Реки изобилуют рыбой.
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
Рычков участвовавшей в погоне за бежавшими калмыками в Джунгарию, пишет про древние развалины, остатки города, нескольких городищ и старые рудники: "Знатнейшие реки, выходящие из горы Улы-Тау, суть нижеследующие. Улы-Карагай-Еланчик, Кингир, Сары-Кингир, Джизлы-Кингир, на коей великое множество медных руд, копанных древними обитателями той страны, также находят признаки серебряной и золотой руды. Кингири хотя текут из разных мест, но потом собщившись все вместе, впадают одиноким устьем в реку Сарасу(Сарысу?). При устье сих соединенных рек находятся славные развалины, именуемые Джуан-Ана, что значит, толстая мать. Там поныне видимо великое множество каменных развалин и других остатков древних зданий. Сказывают, что тут была столица Чингис хана."
"На берегу Кара-Кингиря есть развалины палат и мечети, называемые Джан-Ана. Говорят, что тут был дворец одного из потомков Чингисовых.
Белян-Ана — развалины города. Они лежат при реке Сарасу на один день езды от озера Телекуль, в которое она впала. Длина сих развалин верст 6, ширина около одной версты." Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей.
Возможно это и есть северная столица царей кангюйцев-кангаров. Ведь ещё Рашидаддин писал про столицу Канглов город Каракорум, к северу от Сыр-Дарьи. Потому и путают со столицей Чингис хана, Каракорумом в Монголии.
 
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
 
 
 
 
Карта Ордоса.АРВМ.
 
 
 # Name Hanzi Hanyu Pinyin Population (2004 est.) Area (km?) Density (/km?)
 1 Dongsheng District ??? Dongsheng Qu 230,000 2,137 108
 2 Dalad Banner ???? Dalate Qi 330,000 8,192 40
 3 Jungar Banner ???? Zhunge'er Qi 270,000 7,535 36
 4 Otog Front Banner ????? Etuoke Qian Qi 70,000 12,318 6
 5 Otog Banner ???? Etuoke Qi 90,000 20,064 4
 6 Hanggin Banner  ??? Hangjin Qi  130,000 18,903 7
 7 Uxin Banner ??? Wushen Qi 100,000 11,645 9
 8 Ejin Horo Banner ????? Yijinhuoluo Qi 140,000 5,958 23
 
 Племя Хангин также среди Халха.
Hosted by uCoz